По некоторым данным, история китайского лакового ремесла насчитывает более семи тысяч лет. Тем не менее, с уверенностью можно утверждать, что с момента создания «Деревянной чаши, покрытой красным лаком» до XXI в. лаковое искусство Китая претерпело более двух с половиной тысяч лет истории, и поэтому оно явилось колыбелью мирового лакового искусства [Гуюаньский музей Нинся-хуэйского автономного района. Роспись лакового гроба в захоронениях Северной Вэй в Гуюань. Народное изд-во Нинся, 1988, c. 34]   В соответствии с изменениями правящих династий развитие древнего искусства лаковой живописи можно разделить на шесть этапов .

Подробнее...

Во время палеолита способность человека противостоять бедствиям была достаточно слаба, производственная мощность мала, а знание материалов, предоставляемых природой, – неполным. Согласно исследованиям и данным археологических раскопок сфера применения лака долгое время ограничивалась использованием его как скрепляющего вещества (скрепление наконечника и перьев с телом стрелы) или антисептического средства (лак наносился на участок лодки, находящийся ниже уровня ватерлинии для предотвращения коррозии). И лишь на небольшом количестве каменных орудий и керамических изделий с помощью лака были выделены контуры узоров [Ван Ху. История лакового искусства: век республики. – Цзянсу: Художественное издательство провинции Цзянсу, 1999., c. 89].

Подробнее...

Эти шесть–семь сотен лет – «золотой век» всестороннего развития и полного расцвета китайского лакового производства, и этот расцвет прервался совсем не из-за военных смут и стихийных бедствий. Для начала сфера применения лаковых изделий стала включать в себя изделия, применяемые в повседневной жизни. Лаковые изделия уже заменили собой бронзовые сосуды и стали самой часто встречающейся утварью в повседневной жизни людей [Белозерова, В. Г. Традиционная китайская мебель / В. Г. Белозерова. – М., 1980., c. 23].

Подробнее...

В течение четырех сотен лет между появлением государств Вэй (220 г. н.э. – 265 г. н.э.) и Цзинь (265 г. н.э. – 420 г. н.э.) периода Наньбэйчао (386 г. н.э. – 581 г. н.э.) и основанием династии Суй (581 г. н.э. – 618 г. н.э.) военные смуты были непрерывными, стихийные бедствия не прекращались, и это нанесло сильный удар по экономической основе существования феодального общества Китая. Естественно, это повлияло и на лаковое производство.

Подробнее...

После многолетних войн династия Тан (618 г. н.э. – 907 г. н.э.) снова основала сильное и долговечное государство с централизованной властью, и в общество пришла длительная эпоха восстановления, развития и процветания. Из-за того, что период восстановления в ту эпоху был достаточно долгим, к тому же из-за расцвета других новых ремесел, сфера использования изделий из лака при династии Тан уже не была настолько широкой, как раньше.

Подробнее...

Из этих шести сотен лет династии Юань (1271 г. н.э. – 1368 г. н.э.) и Цин (1644 г. н.э. – 1911 г. н.э.) правили почти четыреста; долгое время, проведенное под управлением другого народа, привело к тому, что ханьская культура смешалась с посторонней, и в то же время изменились ее собственные эстетические представления. Это явно отразилось и на лаковых изделиях. Во время династии Мин (1368 г. н.э. – 1644 г. н.э.), правившей в перерыве между двумя другими, лаковое производство достигло своих высочайших достижений.

Подробнее...

В первой половине XX в. под влиянием японской лаковой живописи и появившейся в Европе техники использования искусственного лака, в искусстве Нового Китая стали происходить некоторые «перемены». Появился новый, европейский способ обучения лаковому искусству, зародилось «движение за современное китайское лаковое искусство» [Соколов-Ремизов, С. Н. Литература – каллиграфия – живопись: к проблеме синтеза искусств в художественной культуре Дальнего Востока / С. Н. Соколов-Ремизов. – М., 1985., c. 68–71].

Подробнее...

Из-за ограничений, налагаемых материалом, искусство лака было более развитым в районах, где произрастало лаковое дерево. Всего видов данного дерева в Китае насчитывается от сорока до пятидесяти, основные районы, в которых производится лак – провинции Шаньси, Шэньси, Хэнань, Хэбэй, Гуандун, Тайвань, Хайнань, Сычуань, Ганьсу, Шаньдун, Аньхой, Хунань, Хубэй, Гуйчжоу, Юньнань, Чжэцзян, Гуаньси [Ван Чэн (династия Мин). Записи о декорировании лаков (коммент. Ян Мин). – Изд-во Китайского Народного университета, 2004., c. 8]. Территории, находящиеся к северу от горного хребта Циньлин считаются северными, к югу от хребта – южными. Шаньси, Хэбэй, Шэньси, Хэнань, Шаньдун, Аньхой, Ганьсу, на северной части Китая, провинция Гуандун, Тайвань, Хайнань, Цзянси, Фуцзянь, Юньнань, Чжэцзян, Гуанси, Цзянсу, Сычуань и Гуйчжоу на юге Китая.

Подробнее...

Административный центр провинции Фуцзянь г. Фучжоу издревле являлся важным центром производства лаковых изделий. Фучжоу особенно знаменит своей «бескаркасной» техникой создания лаковых изделий. Лаковая живопись провинции Фуцзянь была сформирована преподавателями и студентами Фуцзяньской академии прикладного искусства и Академии прикладного искусства г. Фучжоу, а также благодаря деятельности народных представителей лакового искусства. Образовался значительный коллектив художников, пишущих лаком, их мастерство и навыки характеризовались довольно высоким уровнем.

Подробнее...

Google Analytics

Яндекс. Метрика