Поэтическое творчество всегда занимало в Китае исключительное место. Оно не ограничивалось рамками только интеллектуальной деятельности, а наделялось особыми общекультурными функциями, которые намети­лись в далекой древности, задолго до появления собственно литературы вэнь («художественная/изящная словесность»), включая поэзию. Важнейшие свойства и характеристики вэнь предопределены специфи­кой происхождения китайской иероглифической письменности. Она возникла в русле официальной ритуальной деятельности.

Подробнее...

В китайской культуре имели место также представления о пророческом даре поэта и провидческих свойствах стихотворного текста. Наиболее зримое воплощение эти представления находят в традиции поэтических знамений (яо), возникшей при Чжоу. Впоследствии они были перенесены и на светское поэтическое творчество. В традиционных коммен­тариях внешне обычные по содержанию стихотворения нередко истол­ковываются как произведения, содержащие предсказание событий, которые произошли через несколько столетий после смерти их авторов.

Подробнее...

Процесс обособления поэтического творчества от «музыкально­го комплекса» и его превращения в литературную поэзию наме­тился в первой половине эпохи Чжоу. На этот процесс указывает прежде всего появление (приблизительно с VIII в. до н.э.) спе­циального термина ши — «стих», «стихотворство», «поэзия», по­средством которого вначале (до I—II вв. н.э.) определялся любой стихотворныйтекст (поэтическое произведение). Показательна этимология этого иероглифа.

Подробнее...

Соотнесение поэтического творчества с рассудочной деятельностью человека, а не с его эмо­циональным состоянием в корне противоречило самой природе поэзии, особенно лирики. Прекрасно осознавая этот парадокс (из «Юэ цзи»: стихотворство совместно с пением и танцем «коренятся в сердце человека»), конфуцианские мыслители нашли единственно возможный способ его решения. Они провозгласили эталоном народную песню, для которой органически характерно отсутствие фигуры поэта-творца и, следовательно, индивидуального эмоциональ­ного начала.

Подробнее...

Конфуцианские поэтологические воззрения оказали огромное, но неоднозначное воздействие на историю развития и состояние китайской поэзии. С одной стороны, они максимально упрочили общественные позиции поэтического творчества, превратив его в обязательное заня­тие для представителей социально-интеллектуальной элиты. Так, обучение основам стихотвор­ства входило в образовательную программу государственных учебных заведений; в отдельные исторические эпохи написание сочинения в форме поэтического текста было неотъемлемой частью экзаменов на чиновничью должность, без сдачи которых человек не мог быть принят на службу.

Подробнее...

Google Analytics

Яндекс. Метрика

Яндекс.Метрика

Рамблер / Топ-100