Сведения о корейском искусстве дофеодального периода до сих пор еще очень фрагментарны, и, хотя археологические открытия  приносят много нового, можно лишь приблизительно очертить его эволюцию. Вместе с тем даже разрозненные памятники древности свидетельствуют о том, что высокая культура корейского средневековья возникла отнюдь не на пустом месте и что ей предшествовала долгая пора созревания.

Развитие художественного мышления в древней Корее прошло  несколько стадий накопления и систематизации представлений о  действительности.

Древнейшие художественные памятники Кореи восходят к эпохе неолита и датируются III - началом II тысячелетия до н. э. К этому времени на территории Корейского полуострова возникли оседлые поселения, обитатели которых жили в небольших землянках, занимались охотой и рыбной ловлей. Как и в других древних странах, первые шаги корейского искусства ознаменовались созданием гончарных изделий. Найденные во многих частях страны сосуды, разнообразные по форме, цвету, составу глины, выполненные на раннем этапе от руки, а позднее с помощью  гончарного круга, обнаруживают ряд черт стадиальной общности с  неолитической керамикой других азиатских народов. Это как бы преддверие  корейского искусства, сплав, в котором смутно вырисовываются  отдельные элементы, характерные для  будущего. Но, показывая пути разнородных культурных потоков, вливавшихся на полуостров с континента, древнейшие гончарные изделия Кореи подобно вехам отмечали и первые устойчивые очаги культуры, слагавшиеся уже на самой корейской почве. Именно к этому времени выделяются пять основных районов (Пусана, Сеула, Пхеньяна, полуострова Хванхэ, северо-востока страны), ставших колыбелью  корейской цивилизации.

Наиболее широкое распространение на раннем этапе в Корее получила так называемая «гребенчатая» керамика, которую условно называют первым общекорейским художественным явлением. Ее образный язык еще несложен. Конусообразные, остродонные и шаровидные сосуды, покрытые порой целиком, порой лишь у горловины тонким процарапанным орнаментом,  напоминающим след гребня, отличались утилитарностью форм, простотой и  геометрической строгостью узоров. В перекрещивающихся штрихах их орнамента, напоминающих еловые ветви, в бесхитростных, но четко упорядоченных, умелых комбинациях параллельных и волнообразных линий, зигзагов, желобков и точек выразились и объединились первые представления о ритмах, которым подчинены стихии природы, воплотились первые культы луны, солнца, неба и горных вершин.

Образцы более совершенной по технике и формам керамики - гладкие  лощеные сосуды, правильные в своей округлости, окрашенные в  густокрасный цвет, зачастую лишенные орнамента или украшенные у венчика черным геометрическим узором, вазы, чаши и кубки на  подставках - знаменуют собой уже иную, более высокую ступень общественного развития. Они появляются на стадии перехода от камня к бронзе в конце II - начале I тысячелетия до н. э., вытесняя собой ритуальную керамику более древних времен. С этого времени и на протяжении всего I тысячелетия до н. э. вместе с развитием земледелия, усовершенствованием орудий труда и умножением разнообразных человеческих потребностей в корейской культуре началась эра важных преобразований. Изменился облик неолитических поселений,  укрепленных оборонительным  земляным валом и разросшихся порой до сотни домов. Преобразовался и сам характер человеческого жилища, превратившегося из землянки в заглубленную в землю на 30-40 см хижину, конструктивные элементы которой - врытые в землю столбы, несущие двускатную крышу, плетеные и обмазанные глиной стены, связанная с очагом система  проходящих под полом обогревательных каналов - предвосхищали особенности национального корейского зодчества последующих времен.

На этой стадии существования корейского искусства уже проявляется одна из его важнейших особенностей, закрепленная дальнейшей традицией, - дифференцированное отношение к двум важнейшим для судеб корейской архитектуры материалам, камню и дереву, стремление выявить их выразительные возможности, пластические свойства. Внимание к специфике материала становится особенно заметным, когда в первобытных сооружениях произошло расчленение по назначению и типу. Вместе с развитием погребального ритуала, одновременно с маленькими хижинами, где ютились люди, на протяжении I тысячелетия до н. э. началось почти повсеместное возведение мощных столообразных дольменов,  сложенных из огромных каменных плит (верхняя плита знаменитого  дольмена из провинции Южная Хванхэ достигает 9 м в длину и 5 в ширину). Массивная грузность этих обиталищ мертвых, контрастирующая с хрупкостью обиталищ живых, служила целям возвеличения умершего племенного вождя. При всей примитивности этих первобытных памятников, сходных с дольменами, распространенными на определенной стадии и в других частях земного шара, они ознаменовали важную ступень зарождения  монументального архитектурного образа и на Корейском полуострове, став здесь на многие века знаком утверждения идеи вечности, предвосхитив собой более сложные погребальные комплексы последующих эпох.

В результате разложения патриархально-родовой системы в VII-V веках до н.э. на Корейском полуострове формируются многочисленные земледельческие племенные объединения. Первым государственным образованием был Древний Чосон, расположенный, по-видимому, на территории Ляодунского  полуострова и в северо-западной части страны. Это государство  просуществовало до 108 года до н. э. - времени его завоевания ханьским  императором У-ди.

Переживаемые Кореей на протяжении этого бурного этапа события оказали немаловажное воздействие на последующую жизнь страны. Они способствовали ускорению естественного хода исторических процессов, протекавших в ней. Борьба против китайской экспансии явилась существенным стимулом и в развитии самосознания, консолидации корейских племен. Круг предметов, обнаруженных в богатых подземных захоронениях знати, расположенных близ современного Пхеньяна (бронзовые пряжки, бронзовые курильницы, круглые бронзовые зеркала, украшенные магическими обозначениями сторон света и изображениями мифических животных - покровителей стихий,  орнаментированное оружие, лакированные и расписные деревянные саркофаги, изящные шкатулки, сияющие нежными и яркими красочными  сочетаниями), говорит о том, что на  рубеже новой эры север Кореи был активно вовлечен в общее русло  художественной жизни Восточной Азии и ее миропредставлений. И хотя многие из предметов, предназначенных для захоронений этой поры, были изготовлены за пределами Кореи, их подбор свидетельствует о высоте эстетических нормативов, бытовавших к тому времени на  корейской почве.

 

Автор: Н.А. Виноградова

 

Продолжение здесь.

Google Analytics

Uptolike

Яндекс. Метрика

Рамблер / Топ-100