В пантеоне «Ригведы» несколько божеств олицетворяют явления солнечного света, из которых Сурья, непосредственная персонификация Солнца, занимает относительно малозаметное место. Большее значение имеет образ Савитара («Побудителя»), олицетворяющего, как считается, животворящую силу Солнца. Ему посвящена утренняя молитва, называемая «Савитри» или «Гаятри», особенно почитаемая в ведийской религии и потом в индуизме, где она была персонифицирована и включена в пантеон.

К солярным божествам относят также Пушана, покровителя стад, олицетворяющего солнце в его путеводительном аспекте, и Вишну, образы, не занимающие значительное место в «Ригведе». В дальнейшем, однако, Вишну (связь которого с солнцем довольно условна) приобретает все большее значение; уже в «Ригведе» он связан особенно с жертвоприношением и функцией обеспечения пространства, которое он отвоевывает у темных сил хаоса (впоследствии это находит отражение в мифе о Вишну в образе Карлика, тремя шагами отвоевавшего у демонов вселенную).

К небесной сфере относят также Ашвинов («Конников»); двое прекрасных братьев-близнецов прославляются в гимнах как божественные целители и спасители смертных от всяческих бед; полагают, что они воплощают предрассветные и вечерние сумерки, но природная основа их не выражена ясно в гимнах (которые подчеркивают, как и в отношении других пар богов, их неразлучность). Ряд общих черт роднит индийских Ашвинов с греческими Диоскурами, в частности связь с образом девы, спутниками или братьями которой они выступают. В известном «свадебном» гимне «Ригведы» Ашвины играют роль сватов на свадьбе солнечной девы Сурьи, дочери Савитара, и бога луны (строфы этого гимна — Х.85— читаются во время свадебного обряда и доныне), и в других гимнах они упоминаются с нею вместе.

Сурья

Дева Сурья в этой связи отождествляется иногда с богиней зари Ушас, самым значительным из женских образов пантеона «Ригведы». На его глубокую древность указывают индоевропейские параллели (греческая Эос, латинская Аврора и др.). Гимны, посвященные ей, особенно связаны с новогодним весенним жертвоприношением, которое знаменует минование мрачного периода, посвященного предкам-питарам (pitar — души усопших). Ушас именуется «Супругой Года», «Устроительницей песен» (сопровождающих, как и в других культурах, новогодний ритуал), восхваляется за неукоснительное следование закону рита (Ta, что не нарушает божественных обетов.,, она правильно следует дорогой закона... 1.124,2 - 3. Пер. Т.Я.Елизаренковой) — подразумевается ее регулярное возвращение на исходе ночи, исполняющее благодарностью молящегося.

Позднее, однако, значение Ашвинов и У шас в пантеоне падает, образ последней совершенно уходит в тень.

В воздушной сфере, как и в пантеоне «Ригведы» в целом, главенствует Индра, бог-громовержец, которому посвящено больше всего гимнов. Гимны восхваляют подвиги бога-воителя, побеждающего в битвах силы зла. Вооруженный громовой палицей — ваджрой (vajra в ведах может фигурировать также как символ плодородия), опьяненный обильными возлияниями чудодейственного обрядового напитка — сомы, на колеснице, которою правит бог Ваю («Ветер»), в сопровождении дружины своих соратников Марутов, богов бури (в них усматривают олицетворение муссонов), Индра отправляется на битвы со змееподобными чудовищами — асурами. Главный подвиг Индры — победа над гигантским драконом Вритрой, преградившим течение рек и грозившим поглотить вселенную: Он убил змея, он просверлил русла вод, убил перворожденного из змеев... и породил солнце, небо, утреннюю зарю, с тех пор ты уже... не находил противника (1.32,1,4. Пер. Т.Я.Елизаренковой). Победа антропоморфного бога над чудовищем, воплощением первозданного хаоса, означает в ведах, как и в других версиях этого древнего мифа за пределами Индии, сотворение упорядоченного космоса и защиту от возврата его к хаосу; гимны снова и снова воспевают этот подвиг, символически повторяющийся в обряде с целью той же защиты. Это — основной миф «Ригведы». Индра сражается и с другими асурами: демоном пещеры Валой, скрывающим похищенных у ариев демоническим племенем пани коров; с демоном засухи Шушной; убивает другого похитителя коров — трехглавого дракона Вишварупу; помогает вождям ариев в их войнах с дасами (дасью), аборигенами, которые также изображены в «Ригведе» как демонические существа.

Индра

Автор: В.Г. Эрман

 

Предыдущая статья здесь. Продолжение здесь.

Google Analytics

Uptolike

Яндекс. Метрика

Рамблер / Топ-100