Имена некоторых богов «Ригведы» представляют собой эпитеты, не связанные с каким-либо явлением природы, что затрудняет определение сферы, к которой их можно отнести; предполагается относительно позднее их обособление как самостоятельных членов пантеона. Близок Агни столь же тесно связанный с ритуалом бог Брихаспати (или Брахманаспати), имя которого толкуется как «Господин молитвы»; в нем видят выделившийся ритуальный аспект бога огня. Брихаспати возглавляет божественный жреческий род Ангирасов, оказавший Индре (помощь в его борьбе с Валой (магическими песнопениями они разверзли вход в пещеру, где были заключены похищенные демонами коровы). Иногда он отождествляется с Атхарваном, мифическим прародителем жрецов огня, обозначаемых этим именем (восходящим к индоиранскому периоду), и сам выступает как пурохита (родовой жрец) богов. В нем усматривают один из прототипов Брахмы, члена верховной индусской триады.

С культом сомы и отчасти также с культом огня связан образ Тваштара (букв. «Сотворителя»), не совсем ясно обрисованный в гимнах «Ригведы». В нем проступают черты очень древнего божества, бога-отца и бога-творца, но в ведах статус его явно снижается. О нем говорится как о божественном мастере, творце чудесных вещей. Он выковал ваджру, громовое оружие Индры, сотворил кубок для сомы, напитка бессмертия (подразумевается луна), он же создал мужчину и женщину и различных животных; очевидно, аспект плодородия принадлежит этому образу изначально. Иногда он именуется Вишвакарманом, Всесоздателем.

В «Ригведе» в этом образе угадываются отголоски мифа о вражде между старшим поколением богов и оттесняющим его младшим, более известного в греческой мифологии. Тваштар, создавший ваджру для Индры, в то же время вступает с ним в конфликт; та же тема усматривается и в соперничестве Варуны и Индры. Тваштар — отец трехглавого дракона Вишварупы, который в одной из версий мифа выступает в роли жреца богов, и Индра убивает его за то, что он замышляет измену. Вритра тоже в поздневедийской версии именуется жрецом и тоже создан Тващтаром; отсюда возникает мотив «греха» бога-победителя, повинного в убиении брахмана. Грех убиения Вишварупы принимает на себя Трита, которому принадлежит функция «козла отпущения», тем избавляя от него Индру. Грань между миром богов и миром демонов не очерчена достаточно резко в ведах, и знаменательно, что как раз древнейшие божества пантеона носят в «Ригведе» эпитет асура, который позднее означает только демона, врага богов. Особенно часто так именуется Варуна, который, как и Тваштар, изначально тоже не чужд миру демонов (как и впоследствии). Ему же принадлежит эпитет машн, означающий обладателя колдовской силы майя, тоже впоследствии более характерный для демонических существ. Высказывалось предположение, что Варуна и другие древние боги, носящие эпитет асура, принадлежат культам тех арийских племен, которые пришли в Индию раньше, но потом были вытеснены на периферию новой волной переселенцев, в пантеоне которых главенствующее положение занимал Индра. Современные исследователи полагают, что древние асуры в «Ригведе» — боги изначального нерасчлененного мира, боги же, именуемые девами, с самого начала от асуров отграничивающиеся (позднее асура означает только демона и противопоставляется боту-деве, но тем не менее асуры именуются старшими братьями богов), представляют организованный космос, который они поддерживают в борьбе с силами хаоса [Ригведа, 1989, с. 496—498; Кейпер, 1986, с. 28—37].

Автор: В.Г. Эрман

 

Предыдущая статья здесь. Продолжение здесь.

Google Analytics

Uptolike

Яндекс. Метрика

Рамблер / Топ-100