Относительно малозначительную роль играют в пантеоне «Ригведы» образы, представляющие собой деификацию абстрактных понятий, — Шрадцха («Вера»), Вач («Речь»), Манью («Гнев»), Ниррити («Гибель») и т.п. В основном они фигурируют в последней, X книге «Ригведы». В «Атхарваведе» появляется образ Камы («Желания»).

В последней книге «Ригведы» и в поздних ведах появляется еще одно новое божество (имя которого образуется из эпитета) — Праджапати («Владыка творений» или «Владыка потомства»). Именно он занимает в пантеоне место бога-отца и творца, и значение его все более возрастает; в свою очередь, он оттесняет Индру с позиции главы пантеона.

В типично патриархальном ведийском пантеоне крайне незначительное место занимают женские образы. Кроме Ушас и ее сестры Ратри («Ночи»), нередко объединяющихся в пару, можно указать на совершенно бледные образы супруг богов, чьи имена образуются от имен их супругов добавлением женских суффиксов: Индрани, Варунани и т.п. Образ богини-матери представлен столь же невыразительными Притхиви, Адити (преимущественно в зооморфной ипостаси коровы, сюда же можно отнести Пришни, мать Марутов, божественную корову-облако). Наконец, следует упомянуть речных богинь, из них наиболее заметна Сарасвати, олицетворение реки, протекавшей в эпоху «Ригведы» на границе арийских поселений и почитавшейся священной. Ее значение возрастает впоследствии, в поздневедийских текстах она отождествляется с богиней Вач, что подготавливает превращение ее в богиню красноречия и мудрости в послеведийской мифологии.

Боги пантеона «Ригведы» нередко выступают в зооморфном образе, который иногда преобладает (особенно у богинь), но и у вполне антропоморфизованных божеств, таких, как Индра, играет заметную роль. Индра особенно часто сравнивается с быком или изображается как бык. Зооморфным атрибутом Индры является также орел, принесший сому с небес, и он иногда отождествляется с ним. Ашвины появляются в образе птиц, отец их Вивасван принимает образ коня, Агни именуется быком, птицей, принимает образ козла в своем разрушительном аспекте и т.п. Два третьестепенных божества выступают только в зооморфном образе — Аджа Экапад («Козел Одноног») и Ахи Будхнья («Змей Бездны»), относящиеся к воздушной сфере. К древнейшим временам восходит культ священных животных (и священных растений); особенным почитанием пользовалась корова, обожествление которой характерно и для последующего времени [Гонда, 1978, с. 102—103, 314—315].

Автор: В.Г. Эрман

 

Предыдущая статья здесь. Продолжение здесь.

Google Analytics

Uptolike

Яндекс. Метрика

Рамблер / Топ-100