Для ведийской космогонии важнейшее значение имеет также представление о центре мира, который в то же время есть центр священной земли жертвоприношений, место обряда, символически воспроизводящего акт творения ради предотвращения возвращения мира в состояние хаоса. Не менее существенна связанная с этим представлением символика столпа (skambha), рассматриваемого как ось и опора вселенной, проходящая через этот центр (Скамбхе посвящается вводящий это понятие, по-видимому, уже на относительно позднем этапе сложения канона гимн «Атхарваведы», Х.7); ею же представляется также мировое дерево, небесному дереву на земле соответствует занимающий центр жертвенной земли обрядовый столб (юпа).

В «Атхарваведе» обожествленный Скамбха отождествляется с Пурушей, в конечном итоге антропоморфный образ вселенной отождествляется в ведах также с мировым деревом, представляющим собой растительную модель космоса. В этой роли в культе выступает обычно ашваттха, священная смоковница, почитание которой восходит к эпохе протоиндийской цивилизации (и даже, согласно данным археологии, к более ранним культурам Северо-Запада).

Сакральный центр противопоставляется профанйческой периферии. Это — место жертвоприношения, где новогодний ритуал периодически, повторяя акт творения, обновляет вселенную, приобщая смертного к миру богов, освобождая его от власти времени. В этом глубинный смысл ведийской жертвы, которым определяется ее фундаментальный характер в этой религиозной системе; обряд, возвращающий к изначальному творению, для приносящего жертву означает восхождение на небо.

Представление о времени как о регулярно повторяющемся цикле, о повторяющемся возвращении к началу времен в обряде, определяет все содержание ведийских гимнов, в которых деяния богов, относящиеся к далекому мифическому прошлому, мыслятся наряду с этим как происходящие вне времени — и далекие, и близкие одновременно [Ригведа, 1989, с. 493; Элиаде, 1994, с. 48 - 49]. Место жертвоприношения обычно избиралось на открытом воздухе и могло быть связано с местоположением священного дерева (или священной рощи); строительство храмов в Индии начинается только через много веков после вед [Гонда,1978,с.326,334].

          Автор: В.Г. Эрман

 

          Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

Google Analytics

Uptolike

Яндекс. Метрика

Рамблер / Топ-100