Китайская проза, как и вся литература Поднебесной, неразрывно связана в теми культурными традициями, которые господствовали в стране несколько тысячелетий. Естественно, что здесь не обошлось без влияния и религиозно-философских доктрин, например, даосизма, конфуцианства, чань-буддизма и других. Кроме того, литературное творчество вообще, включая, естественно, и прозаическое, считалось в Китае элитарным видом деятельности, имеющим даже сакральный характер. Писатель был в Поднебесной человеком особого сорта, и его деятельность не ограничивалась рамками лишь интеллектуальной работы, а выполняла особые общекультурные функции, наметившиеся еще в глубокой древности. Естественно, что такое отношение к литературному поприщу налагало на писателя и особую ответственность, которая специфическим образом влияла на его литературное творчество. Кстати, способность к литературному творчеству считалась важнейшим качеством «благородного мужа», а написание сочинения многие века было обязательным экзаменом при поступлении на государственную службу.
Таким образом, прозаическая традиция Поднебесной, как и вся литературная традиция вообще, имеет длинную историю и глубочайшие философские основы, определяющие её неподражаемую специфику.
Автор: Дмитрий Варапаев