Процесс формирования доктрины китайской нации как концепции единой макрообщности, объемлющей все население Китая, берет свое начало на грани XIX - XX вв. Примерно в это же время из Японии в китайский лексикон попадают термины со значением «нация»: гоминь, обозначающий нацию политическую, и миньцзу, обозначающий нацию этническую.
Заметный след в истории китайского нациестроительства оставил Сунь Ят-сен. Его, как и Лян Ци-чао, тревожило состояние ханьского этноса в связи с отсутствием у него достаточной сплоченности. В токийской речи 1906 г. Сунь Ят-сен отмечал, что маньчжурам удалось покорить ханьцев благодаря своей «силе сплочения». Ханьцы же не были объединены в единую сплоченную общность. Но Сунь Ят-сен был уверен, что в конце концов они смогут объединиться и «многократно превзойти» маньчжуров по силе сплочения. Но в отличие от Лян Ци-чао Сунь Ят-сен полагался не на будущее сплочение ханьского этноса в рамках политической нации - гоминь, а на консолидацию ханьцев как этнической нации - миньцзу, а также на полную ассимиляцию ханьцами неханьских этносов страны.
Как бы ни обстояло дело с перспективами развития Китая, в любом случае все авторы говорят о китайской специфике. Действительно, политические и экономические процессы в КНР за последние два десятка лет поражают. Эти изменения связывают, прежде всего, с именем Дэн Сяопина и провозглашенной им политикой «модернизации и реформ». Одной из важнейших составляющих этого курса стало постепенное открытие страны внешнему миру, что положительно сказалось на развитии экономики Китая.
Уже в средние века Китай был страной, имевшей полуторатысячелетнюю письменную традицию и развитую правовую систему. Сохранились сведения о том, что еще в период «Весны-осени» (722–481 гг. до н.э.) законы записывались на бронзовых треножных сосудах. Основы китайского уголовного права в средние века получили наиболее полное выражение и закрепление в кодексе династии Тан (Тан люй шу и), принятом в 653 г. «Тан люй шу и» сыграл ключевую роль в процессе нормотворчества в древнем Китае.
Образование в Китае имеет длительную историю. Своего наибольшего расцвета оно достигло в эпоху правления династии Тан (VII–X вв.). Сменившая ее династия Сун (конец X–XIII вв.) внесла свою лепту в формирование системы образования и организацию педагогической деятельности: возникает реально действующая иерархия учебных заведений, организуются школы различных уровней обучения, а также появляется возможность продолжения образования в школе более высокого уровня. Еще одним важным достижением этого периода можно считать дальнейшее развитие связей между учебными учреждениями различного профиля – администрирование в сфере образования достигло наивысшего развития и не имело аналогов ни в одной стране мира того времени.
Хронология истории Китая насчитывает не менее 7000 лет. Рассмотрим ее краткую версию.