Кэнкё считается едва ли не главной добродетелью в японском обществе. Речь идет о такой черте национального характера японцев, как скромность, считающуюся важнейшей формой подобающего поведения.

Японская концепция правильного поведения предполагает обязательное проявление человеком скромности независимо от того, какое социальное положение он занимает и какими талантами и достоинствами обладает.

Казалось бы, такие качества, как вежливость, предупредительность и скромность ценятся в любом обществе, а хвастовство, надменность и пренебрежение окружающими – осуждается. Однако в Японии скромность – более концептуальное понятие, чем в других социумах.

Под скромностью здесь подразумевается не просто отсутствие хвастовства или снобизма, а сокрытие всех качеств личности, которые хоть сколько-нибудь выгодно отличают её от окружающих.

Поэтому главным принципом концепции кэнкё является стремление не выделяться среди других. Какими бы талантами не обладал японец, открытая демонстрация им своих способностей будет осуждена окружающими. Особенно, если свои преимущества японец демонстрирует перед более старшими и заслуженными членами общества.

Здесь мы сталкиваемся с жестко иерархизированной системой взаимоотношений, которую принято называть «сэмпай – кохай». Первый ее элемент обозначает старшего или главного, а второй – младшего или подчиненного. Данная система действует во всех организациях, учреждениях и предприятиях Страны Восходящего Солнца. Причем слова «старший» или «младший» не обязательно означают возраст человека, но, например, и стаж его работы на предприятии. Поэтому, если один из двух сверстников имеет стаж работы в фирме 10 лет, а другой – только 5, то первый будет сэмпай, второй – кохай. И ели демонстрация сэмпай чего-либо выходящего за рамки надлежащего скромного поведения хотя и с большими ограничениями, но допускается, то аналогичное действие со стороны кохай считается просто неприемлемым.

Поскольку скромность является главной добродетелью в японском обществе в его языке не может не существовать специальных форм, направленных на подчеркивание этого качества.

Эти формы в Японии называются кэйго и подразделяются на три вида, в зависимости от степени выражаемой почтительности по отношению к адресату речи.

Так называемая «вежливая речь» – тэйнэйго – используется в большинстве случаев, поскольку для японцев вообще характерно повышенное проявление вежливости.

Более почтительной является «учтивая речь» - сонкэйго. Она используется для того, чтобы охарактеризовать поведение или действия человека, который по отношению к говорящему является сэмпай. Довольно условно можно сказать, что это либо хвалебная речь по отношению к вышестоящему (в случае, если его действия успешны), либо оправдательная (если действия сэмпай были не столь удачными).

Третья форма вежливой речи – «скромно-почтительная» («уничижительная») речь – кэндзёго. Она используется для характеристики собственных действий говорящего перед сэмпай. Здесь также можно условно выделить два вида такой речи: речь просителя (когда дело касается приобретения каких-либо выгод для кохай) и собственно уничижительная речь (когда нужно либо оправдаться за неудачи, либо продемонстрировать скромность в случае успеха).

Генезис представления о скромности у японцев основан на уважении достоинства других членов общества. Дело в том, что по мнению жителей Страны Восходящего Солнца, человек, демонстрирующий свои более высокие, чем у другого, способности, унижает его достоинство, а это, в свою очередь, способствует разрушению единства японского социума.

Конечно, в современной Японии системы «сэмпай – кохай» и «кэйго» уже не так сильны, как раньше. Причин тому две. Во-первых, это влияние западной традиции, в основу которой положен культ индивидуализма. Во-вторых, японская система образования, которая предоставляет всем равные возможности, а достижения зависят исключительно от способностей, трудолюбия, знаний и умений обучающихся, вынужденных конкурировать друг с другом, а значит – демонстрировать все свои преимущества.

Тем не менее, до сих пор концепция кэнкё предопределяет поведение подавляющего большинства японцев и способствует сохранению и поддержанию единства японского общества.

 

         Автор: Дмитрий Варапаев

Google Analytics

Яндекс. Метрика

Рамблер / Топ-100