В системе «античного классицизма» ведущим видом литературного творчества и самым сложным жанром, наиболее полно отразившим иерархию рабовладельческого общества, была драма. Г. В. Плеханов называл трагедию XVIII в. «дитя аристократии». Это определение столь же уместно и применительно к античной драме Индии, в которой отрыв искусства от общественной жизни обозначился наиболее ярко. Советский индолог В. Г. Эрман справедливо замечает, что бросающиеся в глаза различия между древнегреческой и древнеиндийской драмой объясняются в конечном счете тем, что греческий театр расцвел в атмосфере афинской рабовладельческой демократии, тогда как санскритская драма росла и крепла в обстановке восточной деспотии.
Классический театр древней Индии, высшим выражением которого стала драма, глубоко самобытен. Корнями своими он уходит в самую гущу народной жизни.
Еще в I тысячелетии до н. э. из обрядов, связанных с культом Вишну - Кришны, возникла народная лирическая драма — джатра. Она исполнялась в дни празднеств в честь бога Вишну и показывала различные эпизоды из его жизни. Актеры, преимущественно любители из народа, пели свои роли, перемежая вокальные стихотворные монологи импровизированными прозаическими диалогами, подчас довольно острого содержания.
Другой вид древнего народного театра — раслила (рас — танец, лила — игра). Здесь свобода от ритуальных условностей позволяла актерам использовать более яркие, живые приемы игры. По обычаю, унаследованному от народного театра, в классической драме стихи и проза, речь и пение, танец и музыка гармонично сливались в единое целое. Актеры часто не разыгрывали пьесу на сцене, а рассказывали о происходящих событиях. Они свободно владели символикой жестов, выражавших различные переживания: любовь, гнев, радость. Советский зритель познакомился с этим древним искусством движения и мимики на концертах индийских артистов. Пластичные, как бы струящиеся движения рук, крутой поворот корпуса, скупой жест — и в нашем сознании возникают образы плывущей рыбы и разъяренного слона, благородного оленя и разгневанного бога Шивы.
Мы лучше уясним важную роль танца как звена в цепи прочих элементов театрального искусства, если обратимся к монологу учителя танцев Ганадасы в «Малавике и Агнимитре» Калидасы:
Пляска, нам сказал мудрец, —
Дар пленительный богам,
В мире всюду, меж сердец,
Лад струится здесь и там.
Там, где звезды так горят,
Только духом глянь своим:
Вот, блюдя в качаньи лад,
Пляшет бог, богиня с ним.
Пляшет Сива, Ума с ним,
Нераздельная чета,
Все, что любим, в чем скользим,
Страсть, и тьма, и доброта.
Любим разное мы здесь.
Чем же выразить дано
Ток вещей различных весь?
Пляской. Пляска есть звено.
(Перевод К. Бальмонта)
Читая строфы Калидасы, посвященные Шакунтале, мы вспоминаем очаровательных индийских танцовщиц. Медленные и размеренные движения выражают негу и истому. Мягкие грациозные руки чертят в воздухе пленительный рисунок...
Для классической драмы характерно сочетание условного сюжета, почерпнутого в большинстве случаев из «Рамаяны» или «Махабхараты», с реальными, хорошо знакомыми зрителю действующими лицами — его современниками. Независимо от того, было ли содержание пьесы связано с мифологией или носило целиком светский характер, оно было строжайшим образом регламентировано. Законы налагали запрет на сюжеты, идеи, мотивы и образы, которые могли бы шокировать знать. Нормы эстетики запрещали показывать на сцене убийство, сражение, осаду, мятеж. Не допускалось даже упоминание смерти героя. Конец, согласно традиции, должен был быть благополучным.
К действию — душе сценического искусства — эстетика относилась неодобрительно; динамика характерна только для нескольких пьес древней Индии (Бхасы, Шудраки и др.).
Бюрократизм придворной эстетики с дьявольской изощренностью душил театральное искусство сотнями запретов и предписаний. Законодатели художественного вкуса снабдили своими рецептами драматургов на тысячу лет вперед. Эстетики тщательно классифицировали, например, сорок восемь типов драматического героя и триста восемьдесят четыре типа героини.
Аристократизация содержания и структуры драмы дополнялась аристократизацией языка главных действующих лиц. Боги, цари, брахманы и святые говорили на санскрите. Другие действующие лица пользовались пракритами. Легендарный автор «Трактата об искусстве актера» Бхарата (первые века нашей эры) предписывал драматургам использовать пракриты вместо санскрита в речи представителей низших сословий и каст, нищих, безумных, детей, женщин и кастратов. Именно в драме местные разновидности пракритов, получив литературную обработку, трансформировались в письменно-книжные языки с ярко выраженной социальной окраской. Героиня и ее подруги должны были говорить на западном шаурасени, шуты — на восточном шаурасени, шулеры — на авантиджа, взломщики и конюхи — на магадхи и т. д.
Даже величайшие санскритские драматурги были только сынами своей эпохи; они не могли подняться над пренебрежительным отношением канонов к пракритам. Шудрака — создатель одной из самых остро социальных драм древней Индии — презрительно сравнивал осмелившуюся говорить не на пракрите актрису с коровой, в ноздри которой только что продели шнурок и мычание которой поэтому режет ухо); драматург считал недопустимым использование «языка богов» персонажем, чей удел — говорить на языке черни.
В теории драматических жанров «античного классицизма» все видовые драматические формы прямолинейно связывались со «своей» областью художественного содержания. Каждый вид пьесы (из десяти традиционных видов) был ограничен определенным сюжетом и имел свою структуру. Например, сюжет пьес, называемых самавакара, должен был основываться на легендах о небожителях. В трех актах самавакары полагалось показывать три вида хитростей, три вида злоключений, три вида любви.
Санскритская драма древней Индии по своей художественной мощи не уступает древнегреческой. Но в атмосфере дворца трагическое и сатирическое чувствовали себя неуютно. Комическое и сатирическое в древнеиндийской драме монополизировали главным образом две жанровые формы — бхана (монолог) и прахасана (комедия, фарс). Эти жанры, особенно прахасана, тяготеют к народно-сатирической традиции.
Бхана входила в систему драматических жанров как пьеса, но в одном акте и с одним-единственным актером, который делал вид, что слышит и видит, как «играют» другие участники представления. Прахасана также была, как правило, одноактной пьесой.
Герой бханы — прихлебатель, паразит. В малой театральной форме он становится королем драмы. Тем самым «низкие» персонажи как бы брали реванш за свое приниженное положение в многоактной драме.
Основной мишенью для насмешек бханы и прахасаны была низменная действительность. Бхана охотно «изображает» петушиные бои, заклинания змей, азартные игры, магические представления.
Установления канонов предохраняли комический и сатирический жанры от широты охвата жизненных явлений, от больших художественных обобщений. По замыслу творцов канона фривольная начинка должна была определить место бханы и прахасаны в обозе драматургии, представить их как произведения второго сорта. «Герои» бханы и прахасаны тянули за собой в пьесу плутов, жуликов, сводней, содержательниц публичных заведений — словом, теплую компанию, которая обладала чудесным даром забрызгивать грязью своих знакомых и клиентов и насмехалась над похотливыми святошами, служителями Шивы или Вишну, жуликами-астрологами, брахманами, чиновничеством.
Если «благородные» драматические жанры были нацелены на прославление морали высших слоев общества, то «низменные» жанры констатировали недостаток морали или полное ее отсутствие.
Автор: И.С. Рабинович