В религиозно-мифологической системе вед, производящей впечатление незавершенности, границы пантеона, отделяющие его от других мифологических классов, не обозначены четко, как и границы между сферами действия отдельных богов внутри пантеона. Нередко одни отождествляются с другими (особенно часто Агни с другими богами); космогоническая функция в «Ригведе» приписывается то одному, то другому богу (Индре, Варуне, Агни, Вишну и др.); и почти каждое божество в гимне, ему посвященном, объявляется высшим и превосходящим могуществом всех остальных (что обозначено было в свое время термином «генотеизм», в котором видели переходную стадию от политеизма к монотеизму, но что в действительности отражает предшествующее развитому политеизму архаическое мировоззрение). Неопределенностью отличаются и родственные связи между членами пантеона.
Характерной чертой пантеона «Ригведы» является объединение богов в пары. В гимнах, посвященных таким дуальным божествам, оба рассматриваются в сущности как одно, их свойства и черты смешиваются, оба сливаются в единый образ; к ним обращаются в двойственном числе, соединяя их имена в одно сложное (двандва), иногда же называя обоих одним именем («оба Митры» или «оба Варуны»). Такие пары могут выражать естественную дихотомию либо ситуационное объединение (такое, как Индра - Ваю, Агни - Сома) или означать супружескую чету. Двандвы первого типа выражают, как правило, некое «единство противоположностей», оба члена стоят в определенной оппозиции (либо же дополняют друг друга). И такие противопоставления характерны не только для мира богов, но и для всей системы мифологических и космологических представлений «Ригведы». Противопоставляются последовательно Небо и Земля как две половины видимого мира, день и ночь (Митра и Варуна), организованный космос и хаос, боги и люди, арийский и неарийский миры, враги арийские и неарийские, люди и животные, животные дикие и домашние, даже части человеческого тела: волосы и борода, обе руки и т.п., т.е. весь мир и сам человек (макро-и микрокосм) мыслятся как некое единое, слагаемое из двух противостоящих. Подобные же дихотомические различения продолжаются и в поздневедийской литературе: боги (девы) и демоны (асуры), высшие и низшие боги и т.д.
Боги арийского пантеона объединяются также в группы с определенным или неопределенным числом членов, индивидуализированных или неразделимых. К первым относятся Адитьи, также Васу, персонификации природных феноменов, числом восемь, возглавляемые Индрой, имена их определяются уже в по-слеведийских текстах, как и имена 11 Рудр (очевидно, не идентичных древним ведийским рудрам); уже в ведах, однако, называется число 33, обозначающее богов, которое потом поясняется как слагающееся из групп Адитьи (число коих возрастает до 12), Васу, Рудры и двоих Ашвинов. Единой группой без индивидуальных имен выступают Маруты (в ранних текстах Рудры с ними иногда идентифицируются), а также Апас («Воды») — богини, относимые к воздушной сфере как воплощающие атмосферные воды (обычно именуются «Матерями» в связи с образом «Сына Вод»). Наконец, особую группу составляют Вишведевы, которым посвящен ряд гимнов в «Ригведе»; они могут пониматься буквально как «все боги», но скорее подразумевается отдельная, не занимающая заметного места группа, имена членов которой потом определяются в индусском пантеоне.
К пантеону «Ригведы» примыкают группы третьестепенных безымянных божеств, скорее духи, чем боги, отражение древнейших анимистических верований. Они именуются девата (букв, «божества»), и местные культы их в сельской Индии переживут тысячелетия; каждая деревня имеет свое божество грамадевата («божество деревни»), местопребыванием которого и объектом культа почитается священное дерево. Их именуют также ганы («сонмы»), но под ганами в литературе индуизма понимаются и упомянутые группы, составляющие канонический пантеон «Тридцати трех».
Автор: В.Г. Эрман