На территории Монголии обнаружены многочисленные следы первобытного искусства. Самые ранние памятники - сосуды с сетчатым орнаментом, а также рисунки, выполненные красной краской или процарапанные на поверхности скал, - повествуют о мире представлений древних охотников и скотоводов. Внимание создателей подобных рисунков было сосредоточено на изображении важных в жизни человека той поры животных - куланов, козлов, волков и змей.
Красота узоров бронзовых изделий, восходящих ко II - середине I тысячелетия до н. э., говорят о дальнейшей эволюции художественного сознания.
Наскальные росписи этого времени, а также гравированные орнаменты монументальных надмогильных каменных стел - так называемых «оленных камней», скульптурные украшения оружия, домашней утвари свидетельствуют о развитии чувства ритма, умении выявить красоту движения, включить в единую орнаментальную систему динамичную фигуру изображаемого животного - оленя с ветвистыми рогами, птицы или коня. Будучи составной частью целых культовых комплексов, «оленные камни», украшенные не только изображениями оленей, но и светил, обобщали наблюдения над жизнью вселенной.
Конец I тысячелетия до н. э. ознаменовался созданием на территории Монголии крупного племенного союза гуннов. Гунны вели частично оседлый образ жизни, строили укрепленные городища, возводили дворцы, сооружали богатые погребения. Обнаруженные в курганах Ноин-Улы (Северная Монголия) привозные и местные ткани, разнообразные изделия из бронзы, серебра и золота, вышивки и войлочные ковры с аппликациями (ковер; Ленинград, Эрмитаж) украшались фигурами зверей, выполненными в причудливом и изощренном «зверином стиле». В динамическом ритме этих узоров, близких алтайским и сибирским, в их композиционной завершенности и мастерстве нашли свое отточенное выражение представления о силе, ловкости, красоте, извечном противоборстве начал, составляющих гармоническое равновесие мира. Многие геометризированные мотивы традиционного «звериного» орнамента продолжили свою жизнь в искусстве кочевников последующих времен.
Войлочный ковер из Ноин-Улы. Фрагмент. Конец I в до н. э. - начало I в. н. э.
Ленинград, Эрмитаж
Войлочный ковер из Ноин-Улы. Фрагмент
Каждое из племен, населявших монгольские земли, дополняло и развивало сюжеты и образы искусства. На стадии феодализации кочевых народов, когда на территории Монголии сменяли друг друга государственные образования жужаней, тюрков, уйгуров, киргизов и кида- ней, развились и достигли расцвета многие ремесла. Особой красотой отличались украшения конской сбруи и оружия богатых тюркских скотоводов, покрытые обычно орнаментом растительного характера. Тюрками в VI-VIII веках были воздвигнуты и первые скульптурные монументы, связанные с оформлением погребального культа и прославлением боевых подвигов военачальников. Ими созданы портретные образы полководцев, примером которых может служить голова мемориальной статуи Кюль-Тегина (Улан-Батор, Государственный центральный музей МНР). Хотя, в отличие от экспрессии и динамики зооморфных образов, ранние антропоморфные изображения отличала статичность, нерасчлененность, а порой и грубость форм, в портретах полководцев наметились и новые качества. В них выявились черты определенного этнического типа и воплотились представления о властности, силе духа.
Голова мемориальной каменной статуи принца Кюль-Тегина. VI-VIII вв. Улан-Батор, Гос. центральный музей МНР
В VIII-IX веках н. э. существенное воздействие на формирование монгольской культуры оказали уйгуры, а в Х-XII веках - кидани. От уйгуров, воспринявших манихейство и буддизм, монголы унаследовали письменность, от киданей к ним перешло значительное художественное и литературное наследие в виде песен, стихотворений, эпитафий. Этнические предшественники монголов - кидани оставили совершенные по мастерству памятники зодчества и живописи – настенные росписи буддийского содержания, портреты. В цвете, композиции этих памятников прослеживается определенная общность с монгольским искусством последующих времен.
Созданные древними и раннефеодальными обитателями Монголии духовные ценности стали первыми звеньями в цепи развития истории собственно монгольского искусства.
Автор: Н.А. Виноградова
Общие сведения об искусстве Монголии здесь. Продолжение здесь.