Повседневная жизнь города впервые в истории японского искусства  становится объектом художественного осмысления в разных видах  творчества периода Эдо - литературе, театре, жанровой живописи. Активному, самоуверенному, грубоватому  буржуа, терпеливо собирающему  деньги и верящему только в них, мир представлялся радостным, веселым, сулящим наслаждения. Горожанин Эдо смотрел на мир трезво,  принимая его таким, каков он есть. Это приятие действительности делало ее главным источником эмоций, наблюдений и обобщений.

Быт веселых кварталов Ёсивара, любовные  истории куртизанок становятся  сюжетами городских повестей, спектаклей, картин, гравюр. Однако духовный мир японского горожанина того  времени нельзя назвать примитивным и плоским. Культура восприятия  условности в искусстве, связанная с  религиозной и фольклорной  символикой, повседневно бытующими произведениями живописи и ремесел,  стала чертой национального характера, особенностью мировосприятия  народа. Зачитывающийся эротическими новеллами Сайкаку горожанин наслаждался в театре «Кабуки» условной игрой актеров, сам сочинял трехстишия-хокку и умел оценить поэтический шедевр Басе. Его  любовь была отдана гравюре на дереве, хотя сначала ее не причисляли к  произведениям искусства, подобным живописи на свитках и ширмах,  считали ремеслом. Ей и свойственны были признаки зарождающейся  массовой культуры - тиражность,  дешевизна, доступность, что сближало гравюру с печатными изданиями  бытовых повестей укиё-дзоси. Гравюра вслед за бытовой живописью стала называться укиё-э (слово «укиё» означает мир земной, повседневный).

В отличие от мастеров пейзажных свитков мастера живописи укиё-э, стремясь приблизиться к бытовому сознанию простого горожанина,  добивались доходчивости, понятности, определенности как в выборе  сюжетов, так и в их воплощении. Для этих целей еще более подходящим, чем кисть, оказался резец, при этом возникала возможность получения не одного, а многих изображений. Гравюра на дереве - ксилография - была привычна горожанам. Таким способом печатались календари, игральные карты, альбомы и книги-картинки, театральные афиши.

С именем Хисикава Моронобу (1618-1694) связывают начало развития сюжетной гравюры со сценами городской жизни, как бы  разворачивавшимися во всех своих деталях перед глазами художника.

 

Автор: Н.С. Николаева

 

Предыдущая статья здесь. Продолжение здесь.

Google Analytics

Яндекс. Метрика

Яндекс.Метрика

Рамблер / Топ-100