Повседневная жизнь города впервые в истории японского искусства становится объектом художественного осмысления в разных видах творчества периода Эдо - литературе, театре, жанровой живописи. Активному, самоуверенному, грубоватому буржуа, терпеливо собирающему деньги и верящему только в них, мир представлялся радостным, веселым, сулящим наслаждения. Горожанин Эдо смотрел на мир трезво, принимая его таким, каков он есть. Это приятие действительности делало ее главным источником эмоций, наблюдений и обобщений.
Быт веселых кварталов Ёсивара, любовные истории куртизанок становятся сюжетами городских повестей, спектаклей, картин, гравюр. Однако духовный мир японского горожанина того времени нельзя назвать примитивным и плоским. Культура восприятия условности в искусстве, связанная с религиозной и фольклорной символикой, повседневно бытующими произведениями живописи и ремесел, стала чертой национального характера, особенностью мировосприятия народа. Зачитывающийся эротическими новеллами Сайкаку горожанин наслаждался в театре «Кабуки» условной игрой актеров, сам сочинял трехстишия-хокку и умел оценить поэтический шедевр Басе. Его любовь была отдана гравюре на дереве, хотя сначала ее не причисляли к произведениям искусства, подобным живописи на свитках и ширмах, считали ремеслом. Ей и свойственны были признаки зарождающейся массовой культуры - тиражность, дешевизна, доступность, что сближало гравюру с печатными изданиями бытовых повестей укиё-дзоси. Гравюра вслед за бытовой живописью стала называться укиё-э (слово «укиё» означает мир земной, повседневный).
В отличие от мастеров пейзажных свитков мастера живописи укиё-э, стремясь приблизиться к бытовому сознанию простого горожанина, добивались доходчивости, понятности, определенности как в выборе сюжетов, так и в их воплощении. Для этих целей еще более подходящим, чем кисть, оказался резец, при этом возникала возможность получения не одного, а многих изображений. Гравюра на дереве - ксилография - была привычна горожанам. Таким способом печатались календари, игральные карты, альбомы и книги-картинки, театральные афиши.
С именем Хисикава Моронобу (1618-1694) связывают начало развития сюжетной гравюры со сценами городской жизни, как бы разворачивавшимися во всех своих деталях перед глазами художника.
Автор: Н.С. Николаева