История японского искусства позднего средневековья не совсем точно совпадает с принятым в японской историографии делением на периоды. Важнейшим ее переходным этапом был XVI век, конец правления сегунов Асикага. К нему примыкает продолжавшийся до середины второго десятилетия XVII века так называемый период Момояма (1573 - 1615). Его можно охарактеризовать как завершение развития того типа средневековой японской культуры, который сложился в основном в атмосфере дворца и монастыря. XVII век знаменует собой начало городской культуры, развивавшей наряду с традиционными и принципиально новые виды художественного творчества.
Наметившиеся в первой половине XVI века новые качества живописи получили еще более полное развитие у мастеров следующего поколения, прежде всего у Кано Эйтоку (1543 - 1590). В то время как основатели школы Кано еще были в плену натурного правдоподобия отдельных деталей своих декоративных композиций, Эйтоку впервые выработал тот условный живописный язык, который делает его родоначальником нового этапа японской живописи. Он отказывается от трактовки изображения как суммы произвольно скомпонованных мотивов, выделяя главный сюжет (например, могучее ветвистое дерево), и разворачивает его на плоскости картины по законам орнаментального ритма.
Принципы декоративности осваивались в японской живописи не только художниками школы Кано. Этот процесс был более широким и всеобщим, связанным с изменением общественных функций живописи в XVI веке и сдвигами в развитии японской художественной культуры этого периода.
Эстетические каноны чайного культа сравнительно быстро получили распространение во всех областях художественной культуры Японии конца XVI-XVII века. Само название чайной комнаты - сукия, трактуемое в первоначальном значении иероглифов как «убежище пустоты», стало стилевым понятием японской архитектуры. Конструктивные и эстетические качества традиционного жилого дома с его свободной пространственностью интерьеров, не заполненных предметами обихода, идеальной чистотой покрывающих пол соломенных матов, художественным осмыслением натуральных материалов - дерева, бамбука, соломы - восходят к идеалам чайного культа.
С распространением чайных церемоний все большее число керамических центров начинает выпускать специальные чашки для чая, культивируя в пределах требований эстетики чайного культа собственную стилистику своих изделий. Большой популярностью пользовались в конце XVI века изделия печей на острове Кюсю, известные под названием Карацу, и вновь возникших в провинции Мино печей, выпускавших керамику, обозначаемую как Сино, Орибэ и др.
В гораздо большей степени, чем архитектура чайного дома, соответствовала реальной действительности конца XVI - начала XVII века впервые появившаяся в Японии архитектура замков. Замки возводились в период междоусобных войн и борьбы за объединение страны как оборонительные сооружения. Затем они стали строиться крупными феодалами-даймё в каждой провинции, превращаясь в административные, торговые и культурные центры, вокруг которых вырастали новые города. Сохранилось сравнительно немного замков того времени (в Осака, Нагоя, Мацумото, Кумамото).