Вторая половина XII века в истории Японии прошла под знаком борьбы за власть двух крупнейших феодальных домов - Тайра и Минамото. В результате победы в этой борьбе военачальник Минамото Еритомо провозгласил себя сегуном - правителем страны. С этого времени начинается новый период в истории Японии, период господства второго сословия - военного дворянства. Императору были сохранены его титул и функции верховного жреца синтоизма. Политическим центром страны стала ставка Минамото - небольшое селение Камакура.

Установление сёгуната явилось прежде всего утверждением нового социального уклада - господства феодального военного сословия - буси (в европейской терминологии - самураев). Господство его, продолжавшееся шесть веков, вплоть до 1868 года (так называемой революции Мэйдзи), делится на три основных периода в соответствии с тремя сёгунскими династиями: Минамото-Ходзё (1185-1333), Асикага (1335-1572) и Токугава (1615-1868).

Разграничены были эти периоды, как правило, феодальными войнами и борьбой за власть. Весь XIII и начало XIV века (так называемый период Камакура) - время утверждения самурайского сословия и формирования его идеалов.

Если сферой хэйанской культуры в основном была лишь столица, а в ней узкий круг придворной аристократии, то в камакурское время начался процесс распространения культуры по всей стране и среди более широких слоев населения.

Важнейшим фактором духовной жизни эпохи Камакура было создание новых этических представлений общества, явившихся результатом коренных социальных преобразований, утверждения развитых феодальных отношений и соответствующей иерархии. В эпоху Камакура впервые оформился так называемый самурайский кодекс чести - бусидо (путь воина), оказавший значительное воздействие на весь дух японской культуры вплоть до нового времени. Экономические и социальные предпосылки бусидо - феодальные ленные отношения между сюзереном и вассалом, обязывавшие вассала нести военную службу, охранять господина, его владения и имущество от посягательств других феодалов. Основы самурайской этики – идея преданности господину, культ мужества, презрение к смерти.

Период Камакура был для самурайского сословия временем осознания себя, своей миссии как исторической и своей страны как места, где эта миссия осуществляется. По сравнению с хэйанской обращенностью «внутрь», в мир утонченных эмоций, камакурская культура характеризуется «взглядом вдаль», интересом к внешнесобытийной стороне жизни, бурной деятельности, разрушительной и созидательной, трагичной и героической, стремлением увидеть себя в единстве со своей страной.

Социальные и моральные основы жизни второго сословия подкреплялись учением одной из буддийских сект - секты Дзэн, которая с XIII века стала наиболее влиятельной.

В основе Дзэн лежит учение о том, что сама природа в каждом своем проявлении - это «космическое тело Будды», живое и одухотворенное целое, представляющее ценность и заслуживающее пристального внимания. Приобщение к «космическому телу», природе - единственный путь к истине, так что все явления жизни, духовные и материальные, религиозные и светские, считались слитыми в единый поток бытия, который становился синонимом Будды. В соответствии с этим в Дзэн-буддизме отсутствует учение о рае-нирване, замененное учением о прижизненном спасении или «просветлении» - сатори.

Проповедь значительности любого повседневного деяния, а также возможность достичь просветления в земной жизни привлекали к этому учению многих сторонников. То, что Дзэн-буддизм, в отличие от других сект, обращался к жизненным фактам, а не отвлеченным концепциям, был в значительной мере прагматичен и приспосабливался к реальным условиям, способствовало его проникновению во все сферы жизни японского общества.

Приспосабливаясь к нуждам времени, учение Дзэн впитало в себя еще на китайской почве значительные элементы даосизма с его склонностью к пантеизму и осмыслению мировоззренческих проблем через природу и ее закономерности. Оно утверждало, что для постижения и объяснения скрытой сути вещей непригодны понятия, слова, непригодно логическое мышление, построенное на постепенном движении от незнания к знанию. Истина может быть постигнута лишь интуитивно в момент «просветления» сознания, путем к которому служит созерцание, в том числе созерцание природы.

Грубым и жестоким камакурским воинам были близки многие стороны дзэнского учения. Их привлекала доктрина, утверждавшая бесполезность чтения священных книг, молитв и церемоний и видевшая основу основ в индивидуальной дисциплине, постоянной тренировке духа через тренировку тела. Закалка воли и как результат этого умение скрывать свои чувства, преодолевать не только физическую боль, но и страх смерти - элементы бусидо, которые были выработаны на основе доктрины Дзэн.

Совершенно естественно, что камакурская культура начиналась с противопоставления хэйанской, отрицания ее рафинированной изнеженности. Для утверждения идеалов мужественности, брутальности, силы требовались принципиально иные художественные формы, иной строй образов. Но пришедшие из провинции самураи на первых порах были неспособны создать собственные эстетические концепции. В отрицании хэйанских идеалов их взоры обратились к монументальным формам более отдаленного прошлого - эпохи Нара с ее мощными памятниками архитектуры и скульптуры - воплощением силы и упорядоченности государства.

Разрушенные и сожженные во время войн буддийские монастыри ста- рой столицы - «Великий восточный храм» Тодайдзи и комплекс Кофукудзи в конце XII века начинают восстанавливаться, отстраиваться, становясь первыми центрами художественной жизни при новом режиме. Именно в этот период были построены в классических формах нарского зодчества сохранившиеся до наших дней Великие Южные ворота - Нандаймон монастыря Тодайдзи с колоссальными статуями стражей- охранителей Нио.

Скульпторы Ункэй и Кайкэй. Нио - страж ворот. Дерево. 1203 г. Нара, Тодайдзи  

Восстановление буддийских святынь, проходившее под покровительством сегунов, имело большой назидательный смысл, указывая на прообразы новых героизированных идеалов, которые могут быть выражены в таких же монументальных и строгих формах. Сам этот факт не мог не повлиять на строительство новых сооружений, их образный смысл и внешний облик. Это нашло отражение как в буддийской архитектуре, возводившейся по всей стране, так и в синтоистских храмовых комплексах, отличавшихся в этот период особой пространственностью построек, торжественностью церемониальных дорог, монументальной строгостью архитектурных объемов.

 

        Автор: Н.С. Николаева

 

        Продолжение здесь.

 

Google Analytics

Uptolike

Яндекс. Метрика

Рамблер / Топ-100