К 1186 году в юго-западном углу Восточного барая заканчивается постройка храмового комплекса Та Прохм. При общем плане, идущем от Бенг Меалеа, здесь все значительно усложнено. Три ограды, представляющие собой концентрические галереи, в отдельных местах соединены крытыми проходами. Эти соединения по мере приближения к центральной части храма умножаются, возникают хаотически расположенные залы, запутанные переходы и галереи. В украшении также проявились излишество, стремление к изобилию, и вместе с тем поспешность, граничащая с небрежностью. Скульптурный орнамент присутствует всюду, кажется, что мастера, работавшие над оформлением храма, боялись оставить хотя бы одно свободное место. Но этот почти суеверный страх перед пустотой далек от всепоглощающего, но необычайно четкого и уравновешенного декора Бантеай Срея.
Во всем огромном пространстве Ангкор Тхома и окружающих его храмов Та Прохма и Бантеай Кдея располагались Большие королевские купальни — Сра Сранг. Гладь воды служила естественной паузой при переходе от одного сооружения к другому, отражая на своей поверхности силуэты храмовых башен.
Сра Сранг. Большие королевские купальни. 1181 - 1186 гг. Терраса перед водоемом
Начатый в то же время и законченный на год позже Бантеай Кдей значительно уступает по размеру Та Прохму и имеет только две ограды. И в нем, так же как и в больших храмовых ансамблях, возникающих с невероятной быстротой вокруг Ангкор Тхома, утвердившиеся в классическую пору архитектурные детали усложняются, а крестообразный дворик перерастает в многоколонный зал. Серый, желтый и розовый песчаник все также пленяет естественной полихромией, но горельеф, отрываясь от тела храма, превращается почти в круглую скульптуру. Гаруда, восседающий на наге, закрывает стену, а фигурки девата в плиссированных юбках утрачивают свою возвышенную нежность. А перед широким двойным рвом Бантеай Кдея, чередующимся со стенами ограды, развертывается прямоугольный водоем Сра Сранга, украшенный блестящими латеритовыми ступенями. Красиво и плавно спускается к воде крестообразная терраса, образующая широкую пристань. По обеим сторонам террасы расположились львы-охранители и нага, на которой во всем своем великолепии сидит Гаруда.
Здесь, на открытом пространстве, отражаясь в зеркале искусственного водоема, эта композиция значительно более впечатляюща, чем около храмов. По краям террасы «пробегает» легкая балюстрада наг, в очередной раз подчеркивая тесную связь этого мифического образа с водой (причем эта глубинная связь с водой, ее основополагающая роль в жизни народа была почитаема кхмерами во все времена и при всех религиях: и при индуизме, и при буддизме). Судя по рельефам Байона, терраса, господствующая над пристанью, поддерживала конструкцию из тех же материалов, из которых строились дворцы и увеселительные павильоны, то есть из дерева и бамбука, и представляла собой прямоугольный зал с галереей. В сочетании с огромными деревьями, со всех сторон обступившими Сра Сранг, эта легкая постройка производила, вероятно, чарующее впечатление; она радовала глаз и защищала от палящего солнца.
Автор: Н.И. Рыбакова