В результате междоусобных войн, которые велись в Камбодже в течение всей второй половины XI века, перестает существовать королевская династия, основателями которой были правители Бапнома и Ченлы. На смену ей приходит новый королевский род — династия Махидхарапуры (по названию вассального города на севере страны, откуда пришли новые правители).
Гениальный расчет кхмерских строителей в подчинении окружающей среды архитектуре ощущается уже при приближении к памятнику. С южной стороны от реки Сиемреап дорога идет под углом к прямой и ровной стене, отгораживающей храм от рва.
Стилистически ансамбль Ангкор-Ват находится в неразрывной связи со всеми храмами Камбоджи. Вместе с тем, как уже отмечалось, он уникален в своем построении, а, следовательно, и в своей художественной значимости.
Все на территории Ангкор-Вата рождает чувство простора и праздничности. Известное напряжение от сильных архитектурных впечатлений, испытанных возле порталов, получает здесь полную разрядку.
Нужно отметить, что образное восприятие храма при его круговом обходе было тоже не однозначным, так как, согласно ритуалу, храм обходили справа налево во время пышных праздничных церемоний (то есть с юго-запада на юг, дальше к восточной стороне) и слева направо во время погребальных шествий (то есть с северо-запада на север, дальше с северной стороны к востоку).
Достопримечательностью первого этажа Ангкор-Вата является галерея с ее знаменитыми рельефами, образующими восемь огромных панно двухметровой высоты: четыре панно длиной по 49 м и четыре — по 100 м (то есть 1200 кв. м — стены, сплошь покрытые скульптурными изображениями).
Южное крыло восточной галереи занимает рельеф на распространенный в индуистской мифологии сюжет «Битва дэвов и асуров за молоко бессмертия» или «Пахтание Океана». В центре панно, длиной почти в пятьдесят метров, на огромной черепахе восседает бог Вишну. По одну сторону даны изображения добрых духов — дэвов, по другую злых — асуров, тянущих огромную змею Васуки.
Интересно отметить, что при необычайно высоком художественном уровне рельефных панно, опоясывающих галерею первого этажа, все же можно увидеть различие в мастерстве скульпторов. Вероятно, это так же определялось канонической схемой оформления храма: рельефы западной, южной и части восточной галереи (наиболее почитаемой половины храма) отличаются особым совершенством. В другой части восточной галереи и по всей северной стороне они выполнены более ремесленно.
Но храм украшала не только скульптура. Все это разнообразие скульптурных форм и образов дополнялось еще и цветом. Остатки краски, сохранившиеся на плафонах галерей внутренних двориков при входе, а также галерей второго этажа свидетельствуют о том, что многие части храма были покрыты живописным орнаментом, башни же были позолочены.
Цоколь третьего этажа, на который со второго ведут угловые и осевые лестницы, это квадрат крестообразной конструкции, по форме близкий системе внутренних двориков около входа. Вторая внутренняя ограда размером 100 х 115 м имеет основание высотой в 13 м, на вершине которого возвышаются пять башен, венчающих храм.
Одухотворенность, многогранность, особое обаяние Ангкор-Вата порождены высшей гармонией природных и архитектурных форм, естественной слитностью всех художественных средств выражения. Именно этот сложный сплав и позволил создать эпохальный пластический образ редкостной красоты и целостности.
По законченности, по осмыслению глубокой философской концепции мироздания Ангкор-Ват — памятник исключительный. Но стиль Ангкор-Вата, его детали, как конструктивные, так и детали оформления, можно встретить во всех постройках первой половины и середины XII века.
Два небольших храма, выполненных также в стиле Ангкор-Ват, расположены недалеко от того места, где через полвека были возведены Ворота Победы Ангкор Тхома. Слева от дороги стоит маленький храм Тхомманон, посвященный богу Вишну.
Вместе с тем в тех случаях, когда изображения не относятся к образам божеств, а воспроизводят апсар, тевод и деват, они утрачивают строгие нормы стиля, свою иератическую жесткость.