![](/images/Kamboja/kam169.jpg)
В результате междоусобных войн, которые велись в Камбодже в течение всей второй половины XI века, перестает существовать королевская династия, основателями которой были правители Бапнома и Ченлы. На смену ей приходит новый королевский род — династия Махидхарапуры (по названию вассального города на севере страны, откуда пришли новые правители).
![](/images/Kamboja/kam170.jpg)
Гениальный расчет кхмерских строителей в подчинении окружающей среды архитектуре ощущается уже при приближении к памятнику. С южной стороны от реки Сиемреап дорога идет под углом к прямой и ровной стене, отгораживающей храм от рва.
![](/images/Kamboja/kam175.jpg)
Стилистически ансамбль Ангкор-Ват находится в неразрывной связи со всеми храмами Камбоджи. Вместе с тем, как уже отмечалось, он уникален в своем построении, а, следовательно, и в своей художественной значимости.
![](/images/Kamboja/kam177.jpg)
Все на территории Ангкор-Вата рождает чувство простора и праздничности. Известное напряжение от сильных архитектурных впечатлений, испытанных возле порталов, получает здесь полную разрядку.
![](/images/Kamboja/kam181.jpg)
Нужно отметить, что образное восприятие храма при его круговом обходе было тоже не однозначным, так как, согласно ритуалу, храм обходили справа налево во время пышных праздничных церемоний (то есть с юго-запада на юг, дальше к восточной стороне) и слева направо во время погребальных шествий (то есть с северо-запада на север, дальше с северной стороны к востоку).
![](/images/Kamboja/kam188.jpg)
Достопримечательностью первого этажа Ангкор-Вата является галерея с ее знаменитыми рельефами, образующими восемь огромных панно двухметровой высоты: четыре панно длиной по 49 м и четыре — по 100 м (то есть 1200 кв. м — стены, сплошь покрытые скульптурными изображениями).
![](/images/Kamboja/kam195.jpg)
Южное крыло восточной галереи занимает рельеф на распространенный в индуистской мифологии сюжет «Битва дэвов и асуров за молоко бессмертия» или «Пахтание Океана». В центре панно, длиной почти в пятьдесят метров, на огромной черепахе восседает бог Вишну. По одну сторону даны изображения добрых духов — дэвов, по другую злых — асуров, тянущих огромную змею Васуки.
![](/images/Kamboja/kam197.jpg)
Интересно отметить, что при необычайно высоком художественном уровне рельефных панно, опоясывающих галерею первого этажа, все же можно увидеть различие в мастерстве скульпторов. Вероятно, это так же определялось канонической схемой оформления храма: рельефы западной, южной и части восточной галереи (наиболее почитаемой половины храма) отличаются особым совершенством. В другой части восточной галереи и по всей северной стороне они выполнены более ремесленно.
![](/images/Kamboja/kam206.jpg)
Но храм украшала не только скульптура. Все это разнообразие скульптурных форм и образов дополнялось еще и цветом. Остатки краски, сохранившиеся на плафонах галерей внутренних двориков при входе, а также галерей второго этажа свидетельствуют о том, что многие части храма были покрыты живописным орнаментом, башни же были позолочены.
![](/images/Kamboja/kam225.jpg)
Цоколь третьего этажа, на который со второго ведут угловые и осевые лестницы, это квадрат крестообразной конструкции, по форме близкий системе внутренних двориков около входа. Вторая внутренняя ограда размером 100 х 115 м имеет основание высотой в 13 м, на вершине которого возвышаются пять башен, венчающих храм.
![](/images/Kamboja/kam231.jpg)
Одухотворенность, многогранность, особое обаяние Ангкор-Вата порождены высшей гармонией природных и архитектурных форм, естественной слитностью всех художественных средств выражения. Именно этот сложный сплав и позволил создать эпохальный пластический образ редкостной красоты и целостности.
![](/images/Kamboja/kam235.jpg)
По законченности, по осмыслению глубокой философской концепции мироздания Ангкор-Ват — памятник исключительный. Но стиль Ангкор-Вата, его детали, как конструктивные, так и детали оформления, можно встретить во всех постройках первой половины и середины XII века.
![](/images/Kamboja/kam239.jpg)
Два небольших храма, выполненных также в стиле Ангкор-Ват, расположены недалеко от того места, где через полвека были возведены Ворота Победы Ангкор Тхома. Слева от дороги стоит маленький храм Тхомманон, посвященный богу Вишну.
![](/images/Kamboja/kam243.jpg)
Вместе с тем в тех случаях, когда изображения не относятся к образам божеств, а воспроизводят апсар, тевод и деват, они утрачивают строгие нормы стиля, свою иератическую жесткость.