Природные условия Индокитайского полуострова сыграли важную роль в экономическом и историческом развитии государств, возникших на территории современной Камбоджи, определив их дальнейшее процветание. Поэтому прежде чем обратиться к истории страны, необходимо остановиться на географических и геологических особенностях той земли, которую заселяли древние кхмеры.
Успехи мореплавания к концу I тысячелетия до н.э. привели в Юго-Восточную Азию индийских торговцев, которые застали аборигенов прибрежных районов Индокитая на стадии разложения первобытно-общинного строя и создания на рубеже нашей эры ряда прото-кхмерских государств. Исследователи древнейших цивилизаций этого района — историки, археологи и этнографы — неоднократно отмечали особую устойчивость мон-кхмерских народов по сравнению с другими народами Юго-Восточной Азии. Во II — I веках до н.э. мон-кхмерские народности были распространены по всему югу полуострова Индокитай, занимали юг современной Бирмы, большую часть Таиланда, всю территорию Камбоджи.
Изготовление украшений было одним из источников благосостояния жителей Бапнома. Амулеты, печатки и архитектурные детали, вобравшие в себя отдельные элементы индийской иконографии, еще больше подчеркивают ярко выраженную местную традицию, где мягкость линий уступает место строгой графичности. Техническое совершенство ювелирных изделий, умело преобразованные растительные мотивы (например, закрытый и открытый цветок лотоса) свидетельствуют о высоком мастерстве и большом декоративном чутье.
Стремление к свободному размещению фигуры в пространстве привело к тому, что статуи Кришны, найденные в Пном Да, уже отделены от стелы, гора Говардхана превращена лишь в атрибут в его руках, а тело юного героя приобрело пластическое равновесие. Утрачен смелый порыв, но возникла свобода движения. Кришна из коллекции Лион-Стокле в Брюсселе расположен на фоне стелы, изображающей гору, но уже отделен от нее. Фронтальность постановки (которая в дальнейшем станет характерной для кхмерских статуй) придает статическую монументальность, но здесь она еще счастливо сочетается с передачей трепетного чувства жизни. Этому способствует особая упругость округлых объемов торса, как бы наполненных живой плотью, а также тонкая пластическая моделировка отдельных скульптурных деталей и фигуры в целом.
Середина VI века — переломный момент в кхмерской истории, связанный с возвышением Ченлы. Вассальское княжество Ченла занимало северную часть Бапнома. Молодое кхмерское государство, сложившееся в центральных районах полуострова, имело более прочную экономическую и политическую базу. В то время когда Бапном достиг своего расцвета, Ченла, находившаяся в среднем бассейне реки Меконг (на оси Се Мун от Руа Эг до Бассака), только набирала силы.
В течение всего VII века создается огромное множество статуй мужских божеств. При общем типологическом сходстве каждая из них неповторима и является своего рода шедевром. К этому времени канонизированные элементы индийской скульптуры подверглись уже коренной творческой переработке местными мастерами, послужив основой для собственно кхмерской символики и собственных пластических и декоративных решений.
Жизнеутверждающий характер кхмерской скульптуры VI — VII веков определяется зарождающейся мощью молодого кхмерского государства. С еще большей силой эти черты проявили себя в архитектуре. В самом центре страны, на месте современного Самбор Прей Кука, король Ишанаварман I строит город Ишанапуру. Около тридцати больших и малых городов окружали столицу, превращая огромную территорию в плотно застроенный массив. Сохранившийся храмовый комплекс в Самбор Прей Куке позволяет ясно представить, как создавалась Ишанапура.
В храмах северной группы Самбора найдены прекрасные образцы круглой скульптуры, но особое место во всех строениях комплекса Самбор Прей Кук отведено рельефу. Новый взлет храмового строительства рубежа VII — VIII веков оказал существенное воздействие на формирование пластического мышления. Придворное искусство, ставшее в этот период самостоятельным и уверенным в себе, создает богато украшенные храмовые комплексы.
Весь VII и начало VIII века — время, отмеченное поисками новых выразительных средств не только в круглой скульптуре, но и в рельефе. Раннее наддверие из Самбора, изображающее «Битву богов» с богом Индрой в центре (начало VII века, музей Гиме), еще очень робко воспроизводит в камне формы, близкие деревянной резьбе: консоли кажутся выточенными из дерева, а отдельные медальоны с марутами — богами ветров, очень выпуклые и пластичные, смотрятся изолированно друг от друга.