Успехи мореплавания к концу I тысячелетия до н.э. привели в Юго-Восточную Азию индийских торговцев, которые застали аборигенов прибрежных районов Индокитая на стадии разложения первобытно-общинного строя и создания на рубеже нашей эры ряда прото-кхмерских государств. Исследователи древнейших цивилизаций этого района — историки, археологи и этнографы — неоднократно отмечали особую устойчивость мон-кхмерских народов по сравнению с другими народами Юго-Восточной Азии. Во II — I веках до н.э. мон-кхмерские народности были распространены по всему югу полуострова Индокитай, занимали юг современной Бирмы, большую часть Таиланда, всю территорию Камбоджи.

Районы, заселенные мон-кхмерами, лежали на торговом пути между Индией и Китаем, и земли эти своими сказочными богатствами (во много раз преувеличенными в древнеиндийских сочинениях) постоянно привлекали индийских колонистов. Вместе с тем молодое кхмерское государство, которое образовалось на берегу Сиамского залива и вдоль дельты реки Меконг, смогло преодолеть движение колонистов и закрепить территорию за древними кхмерами. Название этого государства до последнего времени было известно только в китайской иероглифической записи, современное прочтение которой «Фунань». Под этим именем оно вошло в историческую науку. Однако по реконструкции китайской фонетики древности оно читалось как «Биунам», и в наши дни специалисты-кхмерологи восстановили истинное его звучание — «Бапном», связанное с древним кхмерским титулом монарха. Поэтому в дальнейшем мы будем пользоваться названием Бапном.

Бапном — первое крупное государство, которое образовалось в I веке н.э. Это было развитое государство, занимавшее центр и юг Индокитайского полуострова, берега Сиамского залива, Малаккский полуостров и территорию нынешней Мьянмы (Бирмы) в ее южной части. Жители Бапнома умели обрабатывать хлопок и ткать из него материю, обжигать из глины домашнюю утварь, строить жилища из твердых пород дерева и из гибких прутьев бамбука и, наконец, выращивать рис, создавая для этого развитую систему искусственного орошения и отводя от великой реки сложную сеть обводных каналов.

В 1942 году начались раскопки портового города Бапнома — Окео, который имел вытянутую прямоугольную форму размером 3000 х 1500 м и со стороны суши был обнесен мощной крепостной стеной. Осевым каналом перпендикулярные каналы перерезали Окео, образуя квадратные в плане кварталы. Результаты раскопок свидетельствуют не только о связи жителей Бапнома с островной культурой (Ява, остров Бали), но и с европейским античным миром. Найденные в Окео римские и парфянские монеты, а также предметы римского прикладного искусства указывают на теснейшие контакты Бапнома с эллинистическими центрами. С другой стороны, как об этом сообщают китайские хроники, бапномское кружево, стекло, ювелирные изделия из золота и серебра вывозились в Китай. Таким образом, первое государство кхмеров оказалось в центре торгового обмена, происходившего на огромном пространстве от Рима до Китая. Подъем морской навигации, имевший место на рубеже I века до н.э. и I века н.э., обязан открытию, сделанному древнегреческим географом и мореплавателем Гиппалосом, жившим между сороковыми и тридцатыми годами до н.э. в Риме. Изучив свойства муссонных ветров, Гиппалос помог выработать самый рациональный путь на восток, который позволил связать юг Красного моря с Малабарским побережьем.

Грузовые суда Римской империи избегали тяжелого каботажного плавания. Они отправлялись с запада между июнем и сентябрем и возвращались из Индии между ноябрем и апрелем, когда ветры меняли направление. Использовали муссонные ветры и индийские торговцы, осуществляя распространение на «более дальний Восток»: они покидали берега Бенгалии и отправлялись через Индийский океан, затем огибали Малаккский полуостров и, пересекая караванами перешеек, поднимались к дельте Меконга. Сезонный ритм ветров заставлял индийских мореплавателей многие месяцы оставаться в странах, где они вели торговлю.

Точно так же как римляне основывали торговые центры на юге Индии, индусы обосновывались на островах Индонезии и на юге Индокитая, организуя фактории со своими жилищами, со своими святилищами и своими богами. Именно эти фактории послужили основами культурного «излучения», которое распространилось по всей Юго-Восточной Азии.

Неуклонное движение торговых судов, подчиненное ритму муссонов, неизбежно проходило через Бапном, и расположение страны в зоне взаимодействия более развитых цивилизаций сыграло немаловажную роль в ее культурном становлении, в частности, в развитии архитектуры Бапнома. Отдельные элементы эллинистической архитектуры нашли свое место в украшении местных построек.

Известная роль в развитии строительства Бапнома принадлежит Индии. Однако, несмотря на заимствование опыта индийских зодчих, строительство новых городов шло своим путем. Строительные приемы, привнесенные извне, подверглись коренной переработке с учетом местных условий и возможностей природных строительных материалов. Причем уже на самой ранней стадии развития градостроительства в Бапноме планировочная логика подчиняет себе все остальное.

Как показывают раскопки, Окео был деловым портовым городом, в то время как центр первого кхмерского государства находился на территории современной Юго-Восточной Камбоджи в 190 км от моря в нижнем течении Меконга и имел столицу Вьядхапуру (Город охотников), отождествляемую по гипотезе Ж. Коде6 с группой сооружений, сохранившихся у подножия холма Ба (Ба Пном). Согласно древним летописям, ядро города составляли храмовые комплексы и дворец правителя, за оградой которых размещались дома богатых горожан. Сам город представлял собой в плане квадрат, каждая из его сторон равнялась 1500 м. Сравнивая строгий квадрат Вьядхапуры с планом Окео, сильно вытянутого по побережью, становится ясной функциональная необходимость приморского торгового города иметь несколько пристаней, что диктовало протяженную планировку, в то время как организация административно-культовой столицы тяготела к центричности.

Основную роль в бапномском зодчестве играли местные элементы, основывающиеся на более древних строительных традициях. Правда, в III — IV веках на культовой архитектуре Бапнома заметно сказалось индийское влияние, но градостроительные принципы сохраняются от древнейших времен, и гражданская архитектура непрерывно продолжает и развивает местные, ранее найденные формы. В Окео прямоугольную сеть улиц перемежают каналы, которые как бы разделяют город на квадратные секции. Археологические раскопки помогли обнаружить укрепления и водяные рвы у стен города (южная стена, обращенная к морю, была выше и массивнее, так как ограждала город еще и от воды во время приливов; в нескольких местах эта стена прерывалась, создавая удобные бухты-гавани). Были найдены также остатки древних построек на сваях, что указывает на их местное происхождение. Как отмечает историк архитектуры Т.С. Проскурякова, «жилище на сваях и каменные здания со святилищем посередине (фундаменты которых обнаружены в Окео и Вьядхапуре) чужды индийскому и вообще какому-либо иноземному влиянию».

Бапном был первой в истории Юго-Восточной Азии великой державой, слава которой еще долго жила после ее падения. Ее строительные традиции и культ священной горы были восприняты последующими правителями Камбоджи. Имея богатый опыт (вероятно, накопленный в интенсивном деревянном зодчестве, которое до нас не могло дойти даже в развалинах) бапномцы заложили основы тех строительных форм, которым суждено было получить блестящее развитие в кхмерском искусстве. Это ясно видно уже в памятниках IV — V веков, расположенных недалеко от Бапнома. Найденные в этом районе строения Преах Зет Ток, группа храмов Сонхас, Кук Трапен Кук и Прасат Пхум Прасат представляют собой приземистые постройки с квадратной целлой и небольшим вестибюлем, причем целлы, как правило, строились из твердого материала (кирпича или латерита), а вестибюли — из мягкого песчаника.

Прасат Пхум Прасат. 706 г. Общий вид

В этих вестибюлях впервые появляется скульптурный декор с растительным орнаментом, который станет еще более пышным в культовых сооружениях VI века. В Кук Трапен Куке декоративные ниши с помещеннымив них фигурками окружают целлу. Башни-прасаты, составляющие центральные части храма, постепенно из плоских превращаются в более объемные, форма их уже к VI веку становится компактнее, уступы сглаживаются, одеваясь скульптурным декором. Святилища, всегда квадратные в плане, имеют четыре двери: одну входную и три ложные. При этом все четыре фасада всегда обрабатывались одинаково. В их оформлении ясно различимы характерные черты бапномской скульптуры — в плотный растительный орнамент как бы «вплетены» маленькие фигурки фантастических животных. В глиняных волютах, завершающих постройки, наряду с рельефом встречается и круглая скульптура, придающая особую пластическую законченность архитектурным деталям.

Волюта с мужской головой. VI в.

Самбор Прей Кук. VII в.

Волюта, завершающая здание

Самбор Прей Кук.

Перемычка двери

Образцы дверных проемов. VIII в.

Автор: Н.И. Рыбакова

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

Google Analytics

Uptolike

Яндекс. Метрика

Рамблер / Топ-100