Наряду с памятниками пазырыкской культуры, на Алтае исследован ряд погребений родственной ей каракобинской культуры, характерной чертой которой были подкурганные захоронения в каменных ящиках. В настоящее время принято считать, что в основе каждой из этих культур лежат два элемента.
Первый элемент – каракольская культура Горного Алтая эпохи поздней бронзы, самодийская в своей языковой основе. Носители этой культуры хоронили своих умерших в каменных ящиках, стенки которых были украшены гравировкой, выбивкой и многоцветной живописью. Второй элемент также восходит к эпохе поздней бронзы и представлен ираноязычными европеоидными племенами, пришедшими на Алтай из Центральной Азии.
Достоверно решить вопрос об этнической принадлежности населения пазырыкской культуры затруднительно. В настоящее время некоторые исследователи связывают пазырыкцев с отдельными группами, упоминаемыми в письменных источниках. Так, Н.В. Полосьмак на основании частой встречаемости в изобразительном искусстве фантастического образа – грифона, полагает, что в Горном Алтае жило самое восточное (по отношению к скифам) из упоминаемых Геродотом народов – «стерегущие золото грифы». М.К. Кадырбаев связывает пазырыкскую культуру с сакской культурной общностью. С.И. Руденко, а за ним и другие считают, что пазырыкские племена это юэчжи, известные по китайским летописям (о юэчжи шла речь в предыдущем разделе). Первые сведения о юэчжи относятся к IV в. до н.э. Известно, что между юэчжи и хунну происходили военные действия с попеременным успехом. Так, в конце III в. до н.э. юэчжи держали в заложниках сына правителя хунну, которому удалось бежать, и в 208 г. до н.э. он одержал над своими обидчиками победу. Но ожесточенная борьба продолжалась, она завершилась в 165 г. до н.э. полной и окончательной победой хунну.
На основании генетических исследований В.И. Молодин полагает, что пазырыкцы принадлежали к самодийской языковой группе. Он считает, что после разгрома пазырыкцев часть хунну ушла на север, к родственным приобским (боль- шереченским) племенам, а затем постепенно передвинулась дальше по Оби, в таежную зону. Другая часть и население каракобинской культуры остались на месте, подверглись воздействию со стороны хунну и образовали новую археологическую культуру. Существует мнение, что часть пазырыкцев, в первую очередь знать, переместилась в Среднюю Азию, где приняла активное участие в военных и политических событиях.
Авторы: Татьяна Николаевна Троицкая, Андрей Владиленович Новиков
Продолжение здесь. Если Вы хотите узнать об Алтае в скифское время, нажмите сюда