Первый этап пазырыкской культуры фактически является временем перехода от бронзового века к железному. Памятники этого времени изучены в очень малом количестве. Значительно полнее исследованы курганы следующего этапа, среди которых особенно выделяются так называемые «царские». К ним относятся пять больших курганов Пазырыка, два кургана из урочища Башадар, два раскопанных у села Туэкта и один исследованный В.В. Радловым у села Катанда. Курган Шибе, раскопанный М.П. Грязновым, был отнесен им к третьему периоду, однако в настоящее время курган датируют в пределах V – III вв. до н.э. Каждый из пере- численных курганов имеет свои индивидуальные особенности, но все же можно говорить об обобщенных для них чертах погребального обряда.

К моменту раскопок курганы представляли собой каменную наброску высотой в 2–3 м и диаметром до 50 м и более. Судя по всему, вначале сооружалась каменная крепида, и пространство внутри нее после совершения захоронения забрасывалось крупным камнем. Вероятно, насыпь имела коническую форму. В центральной части насыпи находилась одна могила. Глубина ее достигала 4–5 м от уровня почвы. Яму рыли при помощи деревянных лопат, кольев, колотушек и роговых мотыг – они сохранились в насыпи. В глубокую могилу спускались при помощи деревянных лестниц, их вертикальные основы были также найдены в курганах. Площадь ямы была примерно квадратной и достигала 50–55 м 2. Дно могилы обычно устилали битым камнем. Внутри ямы, отступив от ее стенок, сооружали бревенчатый сруб в несколько накатов. Иногда он был двойным. Предварительно сруб строили недалеко от кургана, бревна помечали зарубками, затем его разбирали и вновь собирали уже в могиле. Пол сруба был застлан плахами, потолки чаще всего были бревенчатыми. Сверху они накрывались несколькими рядами берестяных полотнищ, иногда снятых с покрытия юрты. Ряды бересты часто перемежались мхом. Поверх них в ряде случаев зафиксированы слои коры лиственницы и кустарника курильского чая. В срубе помещали одного- двух погребенных, а между ним и стенкой могилы размещали лошадей, число которых колебалось от 7 до 16, а в Катандинском кургане были найдены 22 лошади, они лежали рядами, разделенными галечными прослойками. После захоронения пространство между стенами могилы и срубом, а также весь объем над потолком забивались рядами бревен и камнями.

Все перечисленные курганы оказались ограбленными еще в древности. Следы ограбления видны в виде западин в каменных насыпях. Во втором Башадарском кургане никаких следов ограбления в самой каменной наброске не было, она сохранилась неповрежденной. Но когда ее сняли, то в грунте выявились хорошо замаскированные следы грабительского лаза. С.И. Руденко полагал, что ограбление произошло сразу же после похорон, пока еще не соорудили каменную насыпь. Грабители унесли из всех курганов бронзовые и золотые предметы, но благодаря образовавшейся вечной мерзлоте в могилах многое сохранилось: одежда, войлочные, кожаные и деревянные изделия. Во Втором Пазырыкском кургане для того, чтобы снять с умерших гривны и браслеты, грабители отрубили им головы, кисти рук и стопы.

Погребенные были положены головами на деревянные подушки в колоды-саркофаги, выдолбленные из стволов многовековых лиственниц или кедров и украшенные войлочными или берестяными аппликациями, а одна колода была покрыта вырезанными сценами терзания зверей. Стены срубов были завешены войлочными драпировками, украшенными различными аппликациями. Здесь же найден самый древний в мире ворсовый ковер. Пол зачастую покрывался войлочным ковром. На полу обычно стоял низенький стол на четырех ножках. Все это убранство повторяло привычную обстановку жилого помещения. В одном кургане на полу стояла шестинога, которую закрывали войлочным шатром и в каждой жгли коноплю и дышали ее дымом. Геродот указывает на подобное занятие у скифов, а на Алтае были найдены и сами приспособления для воскурения конопли. Широко представлена в захоронениях глиняная и деревянная посуда.

Как уже говорилось, в каждом кургане за пределами сруба лежали кони, которые были убиты ударом клевца в голову. Сохранилось их богатое убранство. Седла представляли собой две сшитые подушки, покрытые чепраком из войлока, украшенного аппликациями, или из шелка с китайской вышивкой. Головы отдельных коней покрывала маска в виде тигра и оленьих рогов или головы оленя. Хвост был заплетен косичкой и спрятан в расшитый узорами кожаный чехол. Гриву подстригали и покрывали войлочным нагривником с узорами. Уздечный набор и ременная упряжь были отделаны многочисленными деревянными фигурками в виде козлов, оленей, грифонов, кошачьих хищников, орнаментальных узоров и т. д. В Пятом Пазырыкском кургане обнаружена разборная деревянная колесница высотой около 3 м. Она запрягалась четверкой лошадей.

В могиле чаще всего находились останки мужчины и женщины, реже – только одного мужчины, а в кургане Шибе – старика и ребенка 7 лет. Все трупы были мумифицированы. Но все равно они бы не сохранились до настоящего времени, если бы в курганах не было мерзлоты. Особо обращает на себя внимание мужчина из Второго Пазырыкского кургана. Его тело было почти сплошь покрыто татуировкой – фигурами мифических оленей с клювом, горного барана, крылатого тигра. На ногах от коленей до пальцев размещались фигуры налима, горных козлов и мифического хищника. Совсем недавно ученые с помощью специальных анализов обнаружили татуировку и на остальных мумиях из Пазырыка.

Хорошо сохранилась одежда погребенных. На нее, вероятно, были нашиты золотые бляшки и пластины, но почти все они были содраны грабителями. Так, в Катандинском кургане была найдена шуба, верх которой покрывал чешуйчатый узор из кусочков горностаевого меха. На ее поверхности было нашито более 5000 деревянных и кожаных бляшек, обтянутых листовым золотом, которое и было содрано грабителями. Также они поступили и с короткой меховой курткой. А сами шубы оказались заброшенными на верх сруба. В.В. Радлов, раскопавший этот курган в ХIХ в., писал, что в Катандинском кургане на балке перекладины найдена «одежда из собольего меха, похожая на фрак, покрытая шелковой материей и украшенная по краям кожей и пластинками золота… ниже найдена вторая одежда, сшитая из горностаевого меха, выкрашенного в зеленый и красные цвета».

«Царские» курганы датируются в пределах V – III вв. до н.э. Весь богатый материал, найденный в них, дает достаточно информации для реконструкции жизни общества.

Авторы: Татьяна Николаевна Троицкая, Андрей Владиленович Новиков

Продолжение здесь. Начало здесь и здесь.

Google Analytics

Яндекс. Метрика