Основой хозяйства населения этих мест было полукочевое скотоводство, в котором главное место занимало коневодство. Разводили коней двух пород: основная масса была представлена небольшими местными неприхотливыми лошадьми, круглый год они содержались на подножном корму, зимой добывая его из-под снега. У знати были высокорослые холеные породистые кони, предки современных ахалтекинцев, они содержались на зерновых кормах. Предполагают, что их могли завозить из Средней Азии.
Второе место в хозяйстве отводилось крупному рогатому скоту, который использовался главным образом как транспортное средство. Затем следуют курдючные овцы, дающие мясо в пищу и шерсть для тканей и производства войлока. Частые изображения петухов говорят о том, что население разводило кур. Основу питания составляли мясо и молочные продукты. Так, в двух курганах найден сохранившийся сыр. С домашним скотом пазырыкцы совершали переходы с пастбища на пастбище в легко перевозимых жилищах типа войлочных юрт. Зимой жили оседло в деревянных домах-срубах, как уже говорилось, иногда дома были многоугольными. О таких домах и их убранстве рассказывают срубные погребальные камеры.
Климатические условия в высокогорных районах не дают возможности заниматься земледелием. Поэтому считалось, что пазырыкское население его не знало. Однако последние находки, видимо, заставят пересмотреть эту проблему. В насыпях ряда курганов найдены каменные жернова, состоящие из двух дисков – достаточно совершенных орудиях помола зерна на муку. Видимо, население занималось земледелием в более низкогорных районах. Охота хотя и занимала по сравнению со скотоводством второстепенное место, но все же имела существенное значение. Об этом говорят находки рогов оленя, мех белки, сурка, соболя, горностая, выдры и т. д. Охотились на лосей, диких коз и баранов.
Определенного уровня достигло и ремесло. Бронзовые орудия и оружие еще не были полностью вытеснены железными, что объяснялось достаточным количеством медной руды и высоким ее качеством (основного сырья для получения бронзы) на Алтае. Из золота чеканили украшения одежды и сбруи. В обработке кожи, меха и шерсти население Алтая добилось изумительных результатов. Здесь умели изготавливать пять различных видов войлока, в том числе и очень тонкого. Украшали войлочными и кожаными аппликациями чепраки, ковры, одежду. Из кожи изготавливали сумки, различную посуду. Кожу расшивали узорами из сухожильной нитки. Высокого мастерства достигла и обработка дерева, причем вся тонкая художественная резьба выполнялась ножами. Умели ткать различные шерстяные материи. Достаточно трудоемким было изготовление роговых сосудов.
Находки из «царских» курганов дают возможность говорить о торговых связях местного населения с соседними регионами. Из Китая получали шелк и шелковые вышитые изделия. Так, шелковой оказалась женская рубашка в одном из захоронений, шелком покрыты седельные чепраки, меховая шуба. В Китае были сделаны и два бронзовых зеркала, сопровождавших погребенных. Интенсивными были связи с Ираном, осуществляемые через Среднюю Азию. В Пазырыкском кургане найден самый древний в мире сохранившийся ковер: многокрасочный, ворсовый, стриженый, он явно происходил из Передней Азии. Из Средней Азии на Алтай доставляли пряность (семя кориандра), верблюжью шерсть и мех гепарда. Явно привозными были выточенные на токарном станке ножки низких столиков.
Авторы: Татьяна Николаевна Троицкая, Андрей Владиленович Новиков