Сохранившиеся деревянные, кожаные, войлочные и тканевые изделия дают возможность реконструировать быт древнего населения. Хотя поселения почти не исследованы, можно полагать, что пазырыкцы жили в юртах и многоугольных домах: сруб одного из могильников был сложен из старых бревен, ранее составлявших стены многоугольного дома. Пол в домах, как и в погребениях, был деревянный, застланный войлоком, на стенах висели войлочные ковры. Перекрытие было деревянным, сверху застеленным вываренными полотнищами бересты и лиственничной корой. Пазы между бревнами заделывали мхом. В доме стояли низкие столики. Люди сидели на войлоке, так скрестив перед собой ноги, что хорошо была видна подошва обуви (в пазырыкском кургане найдены меховые сапожки, подошва которых была расшита бисером и явно предназначалась для обозрения при сидении на полу со скрещенными ногами). Жителям этих мест известно было и обкуривание коноплей. Поскольку приспособления для этого были найдены только в одном «царском» кургане, можно полагать, что обкуривание было привилегией определенных кругов общества.

Одежда и бедных, и богатых пазырыкцев была однотипной, но отличалась качеством материала. Так, верхняя одежда в «царских» курганах была сшита из дорогих мехов: соболя, белки и горностая. В одном случае она даже покрыта китайским шелком, в другом – многочисленными деревянными бляшками-пуговицами, обтянутыми золотой фольгой. В могилах Укока верхняя одежда была сшита из овчины и меха сурка и лишь для отделки использовали дорогие меха. Покрой верхней одежды одинаков. Шубы были короткими (в таких удобней ездить на конях), без воротников и с длинными узкими рукавами, которые выполняли и роль рукавиц. В двух случаях найдены короткие шубы с длинным «хвостом» сзади. Этнографические параллели говорят о том, что на него садились во время работы. Горло и грудь спасали меховым нагрудником, расшитым сухожильными нитями. Найден один кафтан из двойного тонкого войлока. Шубы чаще всего надевали на голое тело мехом внутрь. Найдены только две рубахи. Одна, полотняная, была надета на вождя из Второго Пазырыкского кургана, другая, из китайского шелка, – на знатную женщину из Ак-Алаха. Мужчины и одна из женщин носили красные штаны, спускавшиеся ниже колен и зауженные внизу: так на них легче было надевать меховые сапожки типа унтов. Штаны были изношенными на коленях и сзади, что свидетельствует не о специальной погребальной одежде, а об обычной, бытовой. На двух женщинах были надеты длинные шерстяные юбки, сшитые из нескольких разноцветных горизонтальных полос. На всех погребенных были обнаружены высокие чулки из тонкого войлока. Они могли быть расшиты узорами по краю.

Как в бедных, так и в богатых погребениях особое место занимали прически и головные уборы. Женский головной убор и прическа представляли собой единое целое. Такой убор хорошо сохранился в кургане Ак-Алаха, в погребении знатной женщины. Он был изготовлен из войлока, ткани, волос, специальной растительной массы и деревянного каркаса. Это было целое художественное произведение, украшенное деревянными фигурками, обтянутыми золотой фольгой. Его надевали на обритую голову. Над прической с прямым пробором возвышалось длинное навершие в виде пера с нашитыми золотыми фигурками птичек. Не менее сложными были сооружения на головах женщин из пазырыкских курганов. Деревянные детали париков сохранились и в рядовых курганах. Мужчины брили головы не полностью, оставляя на макушке длинные волосы, которые заплетались в косы. Найдены головные войлочные уборы в виде шлемов. Они завершались фигурой или головой птицы и были украшены деревянными фигурками коней и оленей. В «царских» курганах шлемы завершались художественно выполненными головами грифонов с головой оленя в пасти.

Исторические параллели пазырыкским воинским шлемам

Головные уборы-шлемы: 1 - 4 – из курганов пазырыкской культуры Укока (1 – курган 1, могильника Верх-Кальджин II, погребение мужчины; 2 – курган 2, могильник Ак-Алаха-1, погребение ребенка; 3 – курган 1, могильник Ак-Алаха-1, погребение девушки; 4 – курган 3, могильник Верх-КальджинII, погребение мужчины); 5 – Второй пазырыкский кур- ган, погребение мужчины; 6 – скифский колпак; 7 – головной убор зороастрийских жрецов и воинов, изображенных на вотивных золотых пластинах из Амударьинского клада; 8 – сакский шлем, изображенный на «воинах в трауре» на персепольском барельефе; 9 – войлочный колпак из погребения с мумией в могильнике Wupu (Синьцзян); 10 – войлочный колпак из погребения в могильнике Гу-му-гоу (Синьцзян); 11 – сакский шлем, изображенный на воинах, несущих дань (Ападана, восточная сторона) (по: Полосьмак Н.В. Воинские шлемы пазырыкцев // Итоги изучения скифской эпохи Алтая и сопредельных территорий. – Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 1999; с. 149, табл. 1).

Авторы: Татьяна Николаевна Троицкая, Андрей Владиленович Новиков

Продолжение здесь. Предыдущие части здесь. здесь, здесьздесь и здесь.

 

 

 

 

 

Google Analytics

Uptolike

Яндекс. Метрика

Рамблер / Топ-100