Вопрос о характере общественных отношений является дискуссионным. Совершенно очевидным было наличие резкой имущественной дифференциации. С одной стороны встречаются безынвентарные или очень бедные погребения. С другой – такие богатые, как Пазырыкские, Башадарские и другие курганы. Выделившаяся знать резко возвышалась над основной массой населения. С.И. Руденко полагает, что в самых величественных курганах были погребены вожди племен, в курганах следующего ранга – вожди родов и фратрий.
Скот являлся собственностью отдельных семей, а пастбища находились в пользовании родов. М.П. Грязнов отмечает сильные родовые традиции в жизни населения и эксплуатацию свободных соплеменников, которые общими усилиями сооружали курганы своих вождей. По подсчетам исследователя, для сооружения одного кургана требовалось не менее 3000 человеко-дней тяжелого физического труда. Под властью вождя находилось не менее 14 родов. При этом М.П. Грязнов исходит из числа коней, положенных в могилу вождя. Так, в четырех курганах найдено по 14 коней, причем все кони из одного кургана имеют различные метки (разрезы на ушах). Видимо, каждый род преподносил в дар умершему по одному коню. По мнению А.И. Мартынова, общество делилось примерно на четыре различные категории. Он полагает, что уже существовала организованная власть, характерная для ранних государственных образований. Причем глава государства одновременно выполнял и религиозные функции.
Общество было патриархальным. Мужчины занимали более высокое положение. Поскольку найдены отдельные богатые погребения женщин (Второй Туэктинский курган и Ак-Алаха-3), можно полагать, что женщины, сопровождавшие муж- чин в ряде «царских» курганов не были женами или наложницами. Н.В. Полосьмак отмечает особое положение некоторых женщин. Так, молодая женщина из Ак-Алаха-1, погребенная вместе с мужчиной лет 50, была одета в мужскую одежду, мужской войлочный шлем и сопровождалась она железным оружием (кинжалом и чеканом) и луком со стрелами. Женщина из Второго Туэктинского кургана была погребена в огромном кургане и сопровождалась восемью взнузданными конями. Но курган был полностью ограблен, что не дает возможности сделать полные выводы об общественном положении этой женщины. Женское погребение из Ак-Алаха-3 сохранилось полностью, и показателем высокого положения в обществе умершей женщины служит просторная погребальная камера, лиственничный саркофаг-колода, украшенный кожаными аппликациями, сопровождение шестью богато украшенными конями, сложное бальзамирование тела, шелковая рубаха и редкое благовоние – кориандр. Все это говорит о том, что и в патриархальном обществе некоторые женщины занимали высокое положение.
Рядовое население делилось на несколько категорий, среди которых были люди, занимавшиеся земледелием в речных долинах, небогатые скотоводы, ремесленники, создававшие изделия, найденные в курганах, и слуги, челядь, служившая знати. Вероятно, имелись и немногочисленные рабы. Опорой власти была армия. Разграбленность «царских» курганов, отсутствие вследствие этого в погребениях вооружения не позволяет более полно реконструировать состав армии. И о ней мы можем говорить приблизительно. О наличии крепкой армии у юэчжи сообщают китайские источники. Видимо, основой этой армии являлась аристократия. Воинами были и рядовые общинники. В.Д. Кубарев отмечает, что многие (но далеко не все) из рядового населения были вооружены чеканами и кинжалами или их моделями. Трудом этого населения создавались огромные курганы с их богатым содержимым. Видимо, в обществе уже шло выделение «специальной» армии, что характерно для начала образования государственной власти.
Авторы: Татьяна Николаевна Троицкая, Андрей Владиленович Новиков
Продолжение здесь. Предыдущие части здесь, здесь, здесь, здесь, здесь и здесь.