Вторая половина VIII века отмечена усилением художественной активности в крупных монастырях, что привело к созданию в каждом из них скульптурных мастерских, имевших собственную манеру и некоторые отличия в исполнении статуй (такие мастерские, условно называемые скульптурными школами, существовали в Тодайдзи, Кофукудзи, Тосёдайдзи). Но при этом все они характеризются тягой к монументальным формам, варьируемому, но единому героизированному идеалу, олицетворяющему самые общие мировоззренческие представления эпохи. С уже упоминавшимися произведениями из Тодайдзи и Кофукудзи сопоставимы высокие образцы пластики из монастыря Тосёдайдзи - великолепный деревянный торс Дайнити-Нёрай, голова бодхисаттвы, стоящая фигура Якуси-Нёрай.
Получивший еще в VII веке большое распространение культ бодхисаттвы Каннон, трактовавшейся как богиня милосердия, на японской почве раньше всего теряет стилистическую зависимость от иноземных образцов, приобретает черты национального божества. В нарских храмах статуи Каннон занимали столь же почетные места, как и статуи будд, превратившись в главную святыню многих монастырей VIII века. Нарские статуи Каннон отличает от прошлого большая свобода и плавность движений, пластичность моделировки тел, подчеркнутая красота сложных высоких причесок, сочность трактовки складок одежды. Исчезла былая бесплотность, статуи обрели полнокровность, телесность, скованность поз уступила место большей естественности трактовки тела, его наполненности внутренним движением. Скульптура как бы отрывается от стены-фона, обретает подлинную трехмерность. Такова статуя Каннон из Якусидзи, близкая по исполнению к Триаде Якуси-Нёрай.
С попытками выразить универсальные, многогранные способности Каннон, направленные на спасение всех живых существ, связано первое появление в Японии VIII века многоликих и многоруких божеств. Восьмирукая и трехглазая статуя богини Фукукэндзяку Каннон (746) - центральный образ алтарной композиции храма Хоккэдо в монастыре Тодайдзи. Она держит в каждой руке копье, лассо или рыболовную снасть для извлечения душ грешников из мрака неведения. Обрамленная нимбом в виде расходящихся солнечных лучей, излучающая сияние, почти четырехметровая статуя, выполненная в технике сухого лака, каждой деталью своих многочисленных атрибутов олицетворяет всеобъемлющую благодать космического света буддийской веры.
Фукукэндзяку Каннон. Дерево. 746 г. Нара, Тодайдзи
Статуя Фукукэндзяку Каннон не только в своей иконографии содержала новые черты. Прозрачность ее нимба, направленные в стороны руки как бы утверждали идею пространственной жизни статуи, потенциальную возможность взаимодействия с интерьером храма и органического существования в многофигурной композиции, что станет главной чертой японской скульптуры в IX - X веках.
Автор: Н.С. Николаева