В эпоху Нара сформировались все основные жанры скульптуры, получившие многообразное развитие в последующие века. Наряду с различными иконографическими типами буддийской пластики можно говорить о первом этапе развития скульптурного портрета, а также резных театральных масок, применявшихся в храмовых ритуальных представлениях.

Выдающийся памятник портретной пластики VIII века - статуя монаха Гандзина, основателя монастыря Тосёдайдзи. Слепой настоятель изображен в канонической позе созерцания, характерной для изображений Будды, в свободном монашеском одеянии. Его бритая голова, крупные черты лица, тяжелый подбородок, смеженные веки определяют индивидуальный облик человека, озаренного ореолом святости и потому идеализированного, новее-таки человека, а не божества, что само по себе было важным для японского средневекового искусства.

Священник Гандзин. Лак. VIII в. Нара, Тосёдайдзи

Изготовление театральных масок существовало в течение всего средневековья, меняясь с изменением театральных жанров. К эпохе Нара относятся маски танцоров пантомимического театра гигаку и бугаку. Большие маски гигаку, закрывавшие не только лицо, но и часть головы, имеют ярко выраженный гротескный характер при большой точности воспроизведения каждой детали лица. Преувеличенные размеры глаз, носа, рта, их яркая окраска были рассчитаны на восприятие на открытом воздухе и с большого расстояния. Маски бугаку были меньше и имели отдельные подвижные детали.

Маска гигаку. Дерево. VIII в. Токио, Национальный музей

Поскольку в театре бугаку передача действия происходила через ритмику танца, то и маски носили символический и декоративный характер. Более статичны маски буддийской театрализованной церемонии гёдо. По своим пластическим качествам маски были близки скульптуре: гигаку - экспрессивным стражам-воинам, бугаку и гёдо - статуям бодхисаттв.

В истории японской скульптуры VIII век был периодом наивысших достижений, когда были созданы образы величественные и монументальные, полные силы, одухотворенности, возвышенной красоты. Архитектура и скульптура были ведущими видами изобразительного искусства эпохи Нара, неразрывно связанными между собой. Скульптура с наибольшей полнотой выразила идеалы эпохи, многие грани ее сложной и напряженной духовной жизни, складывавшегося мировоззрения раннефеодального общества. В последующие века пластика никогда уже не играла такой роли, уступив первенство живописи и другим видам искусства.

 

Автор: Н.С. Николаева

Начало цикла статей здесь.

Google Analytics

Яндекс. Метрика