К концу XIII века тенденция к увеличению роли пейзажного фона в живописи на свитках еще более возрастает, а его новая трактовка становится все явственнее. В картине «Жизнеописание святого Иппэна» (1299) изумрудно-зеленые пустынные пейзажи с одинокими соснами, мягкими силуэтами золотистых холмов, стаями летящих птиц становятся главным средством эмоциональной выразительности.
Жизнеописание святого Иппэна. Фрагмент свитка на шелку. 1299 г. Киото, Канкикодзи
Тенденция к увеличению роли пейзажа, его все большей значительности наблюдалась, как уже было отмечено ранее, и в религиозной живописи.
В развитии художественного сознания важнейшее значение имело преобразование пространственного построения иконы - мандала от плоской схемы к виду сверху (так называемые пейзажные мандала - касуга мандала).
Касуга-мандала. Шелк. ХШв. Токио, Национальный музей
Следующий шаг на этом пути уже вел к пейзажному свитку, где природа, понимаемая как отвлеченное божество, и природа как зрительно воспринимаемый объект сливаются воедино в картине живописца. Наиболее типичное произведение такого рода - пейзажный свиток «Водопад Нати» неизвестного художника XIII века. Здесь важен не столько сам сюжет - дикие грандиозные горы, поросшие лесом, с которых низвергаются белые мощные струи водопада, - но его художественно-живописное осмысление как картины, а не как иконы. И божество-ками в виде водопада, и горы, и солнце - все похоже на изображение в пейзажной мандала, но лишено ее схематизма, объединено в композицию, имеющую прототип в реальности.
Так, к XIV веку японское художественное сознание оказалось подготовленным к выражению в образах природы идейных концепций времени, сложных мировоззренческих и этических проблем.
С осознанием природы как главного объекта художественного претворения в искусстве связано все то новое, что появилось в живописи и архитектуре XIV-XV веков. Основной итог этих столетий состоял в освоении сложившейся в Китае художественной системы монохромного пейзажа и в создании нового по смыслу ансамбля, где окружающая среда выступала как равноценный компонент архитектурного образа.
Контакты с Китаем способствовали ввозу с континента наряду с книгами и рукописями многочисленных живописных произведений, в особенности работ выдающихся сунских пейзажистов, которые оказали воздействие на процесс эволюции собственного пейзажного жанра, нарождавшегося в японской живописи. Готовая, сложившаяся и достигшая вершины совершенства система китайской пейзажной живописи являла японскому художественному сознанию уже решенными все те сложные проблемы, к которым оно только еще подходило.
Но усвоение этой системы было подготовлено процессами, происходившими в японской живописи предшествующего столетия. Как уже отмечалось, пейзаж занимал все более значительное место и в живописи на свитках и в религиозной живописи, где передача природы осуществлялась по законам многокрасочной живописи, с декоративностью ее колористических решений и осязаемой плотностью фактуры. В этой живописи идея единства мира решалась главным образом как идея его красоты и гармонии. Монохромная живопись тушью более отвечала потребностям времени - воплощению нравственного и эстетического идеала в образе природы как носителя беспредельного космического начала, олицетворения законов мироздания.
Язык китайской монохромной живописи не был чужд японскому художнику не только ввиду региональной и стадиальной близости культур. Сам метод работы кистью и черной тушью был методом письма, одинаково характерным для иероглифики Китая и Японии. Поэтому период ученичества для японской живописи оказался сравнительно недолгим, тем более что поездки в Китай, изучение на месте шедевров прошлого и методов работы современных мастеров были для японских художников делом привычным и естественным.
Работавшие в середине и второй половине XIV века Мокуан, Као Нинга, Гёкуэн Бомпо изображали чаще всего имевшие символический смысл растения, а также патриархов секты Дзэн и упоминавшиеся в преданиях пережитые ими моменты «просветления».
Автор: Н.С. Николаева