История японского искусства позднего средневековья не совсем точно совпадает с принятым в японской историографии делением на периоды. Важнейшим ее переходным этапом был XVI век, конец правления сегунов Асикага. К нему примыкает продолжавшийся до середины второго десятилетия XVII века так называемый период Момояма (1573 - 1615). Его можно охарактеризовать как завершение развития того типа средневековой японской культуры, который сложился в основном в атмосфере дворца и  монастыря. XVII век знаменует собой начало городской культуры, развивавшей наряду с традиционными и принципиально новые виды  художественного творчества.

Если до начала XVI века развитие японской художественной  культуры можно представить себе в виде единого потока, то приблизительно с середины этого столетия поток  начинает разделяться на несколько «рукавов», каждый из которых  приходится анализировать  самостоятельно, не забывая при этом, что они постоянно взаимодействовали и влияли друг на друга. Нельзя  забывать и о том, что все самые  различные по стилю и функциям явления японского искусства позднего  средневековья имели единые истоки  национальной художественной  традиции, вырастали на основе ее законов, лишь видоизменяясь в соответствии с новыми запросами времени.

Показателем того, что период расцвета средневековой культуры со всеми ее особенностями приходит к завершению, может служить ясно различимый в XVI веке процесс изменений в самой структуре  общественного сознания. В предшествующие века религиозное сознание было определяющим в духовной жизни общества, оказывало решающее воздействие на сознание  эстетическое, на иерархию видов и  жанров искусства. Уже в первые  десятилетия XVI века наметились  сдвиги в сторону обмирщения искусства, увеличения удельного веса не религиозных, а светских его форм.

При этом искусство XVI века почти полностью развивалось в  традиционных формах предшествующего столетия, и все изменения  происходили сначала внутри этих форм.  Наиболее яркое выражение этого  процесса - эволюция живописи так называемой школы Кано.

Как известно, почти все художники периода Муромати, в том числе Сэссю, были монахами или священниками. В XVI веке активно  формируется собственно светская  профессиональная живопись, хотя ее  стилистические истоки без труда  угадываются в монохромной живописи XV века, культивировавшейся в  буддийских монастырях, а также в многокрасочных хэйанских свитках. С самого начала школа Кано была придворной живописной школой, сегуны Асикага были патронами ее основателей - Кано Масанобу (1434-1530?) и Кано Мотонобу (1476-1559), происходивших из военного сословия.

Присущая придворной среде атмосфера роскоши, отношение к  искусству как необходимой части повседневного обихода, скорее  украшавшей его, чем духовно  наполнявшей, не могла не повлиять на  идейные и стилистические качества живописи Кано. Ее сюжетными  мотивами были пейзажи, изображения цветов, птиц и животных, стереотип передачи которых в картине  восходил к китайской живописи эпохи Мин. Заслугой Кано Мотонобу было то, что он соединил мастерское  владение техникой монохромной живописи тушью, от которой он взял сильную контурную линию, с  цветовой насыщенностью, свойственной живописи X - XII веков. Сложные декоративные композиции чаще исполнялись им не на свитках, а на ширмах и раздвижных перегородках-фусума (композиция «Водопад» из храма Дайсэн-ин в монастыре Дайтокудзи в Киото). Главным  назначением расписанной художником ширмы было разделение  помещений, она была красивой вещью в интерьере дворца, служила фоном для праздничных собраний и  развлечений.

Кано Мотонобу. Водопад. Фрагмент. Бумага. XVI в. Киото, Дайсэн-ин

 

Автор: Н.С. Николаева

 

Продолжение здесь.

Google Analytics

Яндекс. Метрика

Рамблер / Топ-100