Наметившиеся в первой половине XVI века новые качества живописи получили еще более полное развитие у мастеров следующего поколения, прежде всего у Кано Эйтоку (1543 - 1590). В то время как основатели школы Кано еще были в плену натурного правдоподобия отдельных деталей своих декоративных композиций, Эйтоку впервые выработал тот условный живописный язык, который делает его родоначальником нового этапа японской живописи. Он отказывается от трактовки изображения как суммы произвольно скомпонованных мотивов, выделяя главный сюжет (например, могучее ветвистое дерево), и разворачивает его на плоскости картины по законам орнаментального ритма.

Кано Эйтоку. Кипарис. Бумага. XVI в. Токио, Национальный музей

Ритм и цвет становятся для него главными формообразующими  элементами: основной эмоциональный эффект его ширмы «Кипарис»  (Токио, Национальный музей) строится на движении линий,  очерчивающих огромный изогнутый ствол дерева, и цветовом трезвучии золота облаков, густо-синего ручья,  коричневой коры дерева. Однородная  условная золотая поверхность, обозначающая облака, не только позволяет ощутить гигантский масштаб изображения (при этом и реальные размеры ширмы очень велики: она состоит из восьми створок высотой 170,5 см и общей шириной 462,4 см), но создает необходимость значительной степени условности и в  передаче воды и в трактовке дерева, хотя известная зависимость от  приемов ранних мастеров Кано, восходящих к живописи тушью, здесь еще заметна.

Самое главное новое качество живописи Кано Эйтоку и его  последователей Кано Санраку (1559-1635) и Кано Мицунобу (1565-1608?)  состояло в переходе к формам монументальной росписи («Фазан и  цветущее дерево сливы» в монастыре Мёсиндзи в Киото). И хотя по материалу это была все та же бумага,  часто покрывавшаяся золотом или  серебром, сама задача размещения картины на большой плоскости  стены, ее соотношение с  пространством интерьера дворца привели к изменению ее композиционного и образного строя, потребовали иного типа цветовой и пространственной условности, которые впоследствии и были выработаны великими  мастерами XVII века.

 

Автор: Н.С. Николаева

 

Предыдущая статья здесь. Продолжение здесь.

Google Analytics

Яндекс. Метрика

Яндекс.Метрика

Рамблер / Топ-100