Нужно отметить, что образное восприятие храма при его круговом обходе было тоже не однозначным, так как, согласно ритуалу, храм обходили справа налево во время пышных праздничных церемоний (то есть с юго-запада на юг, дальше к восточной стороне) и слева направо во время погребальных шествий (то есть с северо-запада на север, дальше с северной стороны к востоку). Причем, несмотря на то что в кхмерских храмах расположение сюжетов, изображенных в рельефах галерей и на фронтонах, не было строго регламентировано, сцены рая и ада на скульптурных фризах Ангкор-Вата протянулись с северной стороны, то есть с начала погребальных процессий.
Огромная крестообразная терраса первая ступень при входе в храм и одновременно центр крыльями расходящейся по обе стороны окружной галереи. Портики на квадратных столбах из голубовато-серого песчаника, живописно оформляя открытую галерею, поддерживают полусвод придела, который заканчивается на каждом из четырех углов здания двумя симметричными павильонами.
Ангкор-Ват. Галерея первого этажа и угловой павильон
Фронтоны этих павильонов, сплошь украшенные скульптурой, вздымаются как языки пламени и своей конструкцией очень напоминают фронтоны центрального святилища Бантеай Срея. И так же, как в Бантеай Срее, каждый сантиметр покрыт скульптурой (кроме гладких столбов, которые имеют только профилированную базу и капитель, но своим строгим ритмом лишь оттеняют это царство скульптуры).
Ангкор-Ват. Угловой павильон первого этажа
Причем скульптурное оформление всюду разное. Внизу на столбах, которые ближе к стене и к которым примыкают полусводы, в резных нишах размещены небольшие фигурки сидящих аскетов (со времени Джайявармана VII они почитались буддами), на ложных сводах галереи — тонкий растительный орнамент, на крыше, спускающейся по полусводу между тягами, проходят крупные, как бы наполненные соком, пальметты, сплетенные с лепестками лотоса.
Ангкор-Ват. Перспектива галереи первого этажа
Цоколь, на котором покоится галерея, тоже богато профилирован: семь продольных поясов, каждый из которых представляет самостоятельный орнамент, протянулись вокруг всего тела храма. Цоколь легко огибает платформы, примыкающие к восьми угловым павильонам, которые заканчиваются лестницами со львами-охранителями.
Строгая, казалось бы, зеркальная, симметрия западного фасада (так же, как и восточного) слегка нарушена: галерея южного крыла имеет восемнадцать столбов, в то время как галерею северного крыла поддерживают двадцать столбов. «Нельзя допустить, чтобы была совершена ошибка, — пишет историк архитектуры А. Штирлен, — в творении столь продуманном и завершенном. Скорее всего, было необходимо, чтобы каждое крыло, отходя от террасы, насчитывало четное число столбов, исключительно из соображений архитектурной эстетики: если бы их было с каждой стороны по девятнадцати, то середина крыла приходилась бы не на столб, а на проем, то есть на пустоту. Следовательно, кхмерским строителям оставалось только сместить на единицу количество столбов в одну и другую сторону»15. К этому необходимо добавить, что общее количество столбов непременно должно было составлять цифру тридцать восемь, так как и северная, и южная части галереи, примыкающие к западному фасаду, тоже состояли из тридцати восьми столбов.
Ангкор-Ват. Макет храма
Большую роль при восприятии галереи, опоясывающей здание, играют угловые павильоны, которые вблизи смотрятся совершенно самостоятельно (как небольшие крестообразные святилища), а издали воспринимаются как завершающие части галереи — великолепные вертикальные акценты, сдерживающие протяженность галереи и снимающие первое впечатление монотонности. Сравнительно невысокие, павильоны эти создают то необходимое чувство уравновешенности горизонталей и вертикалей, которое уже при входе в храм позволяет сильнее воспринять высоту и огромность башен.
Ангкор-Ват. Рельеф галереи первого этажа. Королевское войско
Ангкор-Ват. Рельеф галереи первого этажа. Королевское войско. Деталь
Первое, что поражает при входе в само здание храма, — это необычайно малое внутреннее пространство. Открытые галереи, внутренние дворики и ничего или почти ничего, что хотя бы отдаленно напоминало закрытые пространства европейских храмов. Но кхмеры большую часть времени проводят на открытом воздухе, и такое решение для них естественно.
Автор: Н.И. Рыбакова
Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.