Одухотворенность, многогранность, особое обаяние Ангкор-Вата порождены высшей гармонией природных и архитектурных форм, естественной слитностью всех художественных средств выражения. Именно этот сложный сплав и позволил создать эпохальный пластический образ редкостной красоты и целостности.

Ангкор-Ват как бы завершает развитие кхмерской классической архитектуры, являя своей величественной красотой ее высшее достижение, и одновременно раскрывает славный путь этой эволюции. Искусство со-здания этого памятника зиждется на исключительном знании законов архитектоники и редком понимании пространственного восприятия. Вся структура Ангкор-Вата, его план и размещение объемов необычайно просты в своем логическом построении, однако каждая деталь в отдельности, не говоря уже об их взаимном проникновении и слитности, являет то новое, что нес в себе удивительный ансамбль. Единство горизонталей и вертикалей, соединение плотных, насыщенных архитектурных форм с их легким завершением намечались и в более ранних творениях. Однако в стремительном порыве башен Ангкор-Вата лишь с трудом узнаются преображенные прасаты, так же как и в круговом обходе галерей не сразу можно разглядеть неуклюжие строения, соединяющие этажи храмов X века. И не будет преувеличением, если мы скажем, что все прекрасные памятники, которые были построены до Ангкор-Вата — лишь подготовка для создания этого шедевра.

Ангкор-Ват. Общий вид храма

Ангкор-Ват. Дорога, ведущая от храма. Вид с центральной башни

Ангкор-Ват. Дорога, ведущая к храму. Вид сверху, с одной из башен

Постепенное нарастание объемов, «сжимание» их к центру храма, целенаправленность осевого плана восхождения, наконец, четкие переплетения переходных галерей внутренних двориков, многократно усиливающих движение к священным башням, утверждают себя с такой очевидностью, что воспринимаются как единственно возможное решение. Вместе с тем это решение не перестает удивлять новизной и смелостью освоения пространства и точным расчетом постижения памятника во времени, вернее, созданием своего времени, продиктованного архитектурой памятника. Ибо целесообразное распределение объемов, четкая направленность к центру храма ведут к нарастающему «ускорению» пространства, следовательно, и к его временной активности от плавного продвижения по широкой торжественной дороге до мгновенного броска ввысь при подходе к центральному святилищу.

Строгая система плана, основанная на неизменной повторяемости крестообразного мотива — мостики, дамба, дорога, перерезаемая перпендикулярными проходами, терраса, галерея со скрещенным расположением угловых и настенных башен, внутренние дворики, цоколь, несущий башни, — сообщает ансамблю редкое единство и соразмерность. К этому нужно добавить высокое качество исполнения, превосходное технологическое мастерство и совершенство отделки. А для того чтобы Ангкор-Ват мог стоять вечно, сделаны охраняющие его целостность водосливы, не встречающиеся больше ни в одной кхмерской постройке. Чтобы с башен во время муссонных дождей вода не переливалась, под окружными галереями были построены специальные приспособления (дошедшие до наших дней!), которые выходили наружу с помощью водосливов, украшенных головой Калы.

Чешский историк искусства Милослав Краса, встретившись в конце 1950-х годов с памятниками кхмерского зодчества, делится своими впечатлениями: «Вывод из наблюдений за развитием кхмерского искусства будет абсолютно бесспорным: длинный ряд храмовых пирамид Ангкора и их приход к единственному в своем роде строению — Ангкор-Вату не может быть сравнен ни с чем на свете. Все это до такой степени самобытно, как кристалл нового, незнакомого элемента». А в заключение М. Краса пишет: «Ангкор-Ват - это исторический памятник выстроившим его людям, памятник их вечно живому прошлому и ключ к постижению этого прошлого».

Автор: Н.И. Рыбакова

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

Google Analytics

Uptolike

Яндекс. Метрика

Рамблер / Топ-100