Цоколь третьего этажа, на который со второго ведут угловые и осевые лестницы, это квадрат крестообразной конструкции, по форме близкий системе внутренних двориков около входа. Вторая внутренняя ограда размером 100 х 115 м имеет основание высотой в 13 м, на вершине которого возвышаются пять башен, венчающих храм. Расстояние между окружной галереей второго этажа и цоколем, поддерживающим башни, совсем узкое, напоминающее длинный коридор, и только с западной стороны, на небольшом пространстве, образованном благодаря смещению плана по главной оси к востоку снова возникают, теперь уже совсем крохотные, «библиотеки».
Ангкор-Ват. «Библиотека» на площадке второго этажа
Пространство сжимается, «библиотеки» поднимаются на очень высокий постамент, и для подхода к ним перебрасывается поперечный мостик из песчаных плит, поддерживаемых столбами; этот высоко поднятый мостик естественно сливается с перроном, переходящим в осевую лестницу, ведущую к башням.
Ангкор-Ват. Лестница, ведущая на третий этаж к башням
Ангкор-Ват. Лестница, ведущая на третий этаж к башням
Лестниц, ведущих к башням, двенадцать. Головокружительный подъем (наклоном в 70°) единым лестничным пролетом в тридцать восемь крутых ступеней пересекает колоссальный массив, основание которого составляет квадрат 60 х 60 м. Третий этаж с завершающими башнями царит над телом храма и над окружающим его пространством. Все представления о размерах смещаются, башни кажутся огромными и могучими. Вблизи исчезает ощущение легкости их очертаний, так напоминающих издали нежные бутоны лотоса. Сила и величавая мощь, с которой центральная башня вздымается уступами своих тимпанов, захватывает целиком, подавляя могучим великолепием. Множество выступающих врезных фронтонов возвышаются один над другим и словно каскадом низвергаются вниз; их углубления и выступы создают богатейшую игру света и тени.
Ангкор-Ват. Подход к башням
Ангкор-Ват. Башни храма
Высота центральной башни от основания третьего этажа достигает 42 м, а высота всего храма — 65 м. Точный математический расчет, по которому строился храм, абсолютно соответствует назначению этажей и лежит в основе всей постройки: первый этаж имеет высоту шесть метров, двухъярусная галерея второго этажа — тринадцать, то есть шесть прибавленное к семи, а центральная башня третьего этажа равна сорока двум метрам, то есть шесть умноженное на семь. Таким образом, повторяющееся священное число семь как бы определяет рост храма в высоту.
Башни третьего этажа нужно не только обойти вокруг, но и подняться наверх лишь это дает полное представление о храме. На самой вершине — ив этом особый смысл постепенного раскрытия памятника — можно целиком почувствовать величавый размах Ангкор-Вата, осознать его образно-символическое решение, подобное религиозному постижению мира древними кхмерами, которое последовательно проходило стадии от земного к небесному.
В пролетах между башнями виден весь внутренний строй храма, позволяющий по-новому осмыслить четкость его конструкции. Сверху ясно читаются и пересекающиеся галереи, и внутренние дворики, и широкая крестообразная терраса. С этой высоты, доступной лишь птицам, открывается поразительной красоты панорама: темный тропический лес, где храм — лишь частица разума среди буйно разросшейся природы. Знаток кхмерской архитектуры А. Штирлен писал: «Бросок Ангкор-Вата ввысь, его устремленность к небесам заставляют нас превзойти горизонт людей (как сейчас это делает вертолет) и приобщиться к видению богов, которым он открывается с высоты. И только такое видение позволяет ощутить гигантскую мандалу, которую начертил этот построенный на земле комплекс, отражая образ божественного дворца, в котором живут боги на горе Меру, ...ибо храм этот — полное слияние макрокосма и микрокосма в едином символе совершенной красоты творения, которое человек может подарить своим богам».
Автор: Н.И. Рыбакова