У подножия грандиозного сооружения, каким является величественный Пном Бакхенг, у его северных ворот расположен крохотный храм Баксей Тьямкронг (920). Этот совсем небольшой храм был построен королем Харшаварманом I. После широкого размаха строительных работ, которые велись при его отце — Яшовармане I (город Яшодхарапура, Восточный барай и храм Пном Бакхенг), Баксей Тьямкронг может показаться памятником, не заслуживающим внимания. Однако именно в нем можно проследить с особой четкостью деление на постамент и святилище, на «несущую» часть — пирамиду и «несомую» — башню. Пирамида построена из латерита, камня более твердого, чем песчаник, и потому каждая ступень ее легко читается в своем пластическом воплощении. Насчитывая 17 м по стороне основания и всего 13 м в высоту, памятник кажется значительным благодаря очень крутому подъему на всех четырех ярусах.
Баксей Тьямкронг. Нач. IX в.
Стремительный порыв вверх подчеркнут мощными, упругими косоурами, обрамляющими четыре осевые лестницы. Единственное святилище занимает всю верхнюю платформу. Три первых яруса, ничем не украшенные, контрастируют с последним, сплошь покрытым строгим горизонтальным орнаментом. Святилище, построенное из кирпича, облицовано песчаником с подчеркнуто пышными резными дверями.
Баксей Тьямкронг. Орнамент, украшающий башню храма
Баксей Тьямкронг считается второстепенным памятником из-за своего малого размера, поэтому в ряду великих ангкорских творений он часто остается незамеченным. Но, внимательно вглядываясь в его пластическую завершенность, начинаешь понимать, что именно здесь в начале X века происходит глубокое изменение в архитектурном мышлении средневекового кхмерского строителя: отныне пирамида лишь постамент святая святых — завершающего храм святилища.
Автор: Н.И. Рыбакова