Символические представления, которые лежали в основе мировоззрения древних кхмеров и которые ярко проявили себя в строительстве и украшении храмов, нагляднее всего раскрылись в планировке города Яшодхарапура и в образном решении его центрального храма — Пном Бакхенг.

Представление о мифической горе Меру как о центре вселенной и все возрастающий культ обожествленного правителя, связанный с образом всемогущего Шивы, привели к тому, что еще до конца IX века резиденция на равнине в Харихаралайе была оставлена, и новую столицу стали возводить в горной местности, в самом центре Ангкора. Уже в Харихаралайе мы встречаемся не просто с комплексом храмов, а с развитым городским ансамблем. Первый ров, опоясывающий храм, королевский дворец и квартал жрецов, в свою очередь, был окружен полосой земли, где селились городские жители, затем шел второй ров шириной в 22 м при длине 700 м и 800 м по каждой стороне прямоугольника. Следующая полоса земли, опоясанная стеной, замыкала город. Площадь всего этого населенного района составляла около 3 кв. км. Таким образом, в Харихаралайе могло разместиться семь тысяч жителей.

Пном Бакхенг. 893 г. Вид сверху, аэрофотосъемка

Баконг был не просто центральным храмом, посвященным богу Шиве, но центром огромного средневекового города. Город-храм как совершенно особое понятие возникает с постройкой первого крупного ангкорского сооружения, а именно с Баконга. В следующей постройке кхмерских правителей — в Пном Бакхенге идея города-храма, символизирующего небесный город, получает дальнейшее развитие.

Пном Бакхенг. План

В 889 году король Яшоварман I наследовал Индраварману и вскоре приступил к постройке города Яшодхарапуры с большим храмом в центре. Шестидесятиметровый холм с пологим восточным склоном стал естественным постаментом для величественного святилища Пном Бакхенг (893), по кхмерской эпиграфике — «Центральная гора».

Пном Бакхенг. Общий вид

На пяти уступах храма-пирамиды, на ее углах и гранях находились маленькие башенки (их 104), они символизировали небесные светила, обращенные на четыре стороны света. Судя по сохранившимся основаниям башни, на верхней платформе храма центральная была значительно выше четырех ее окружавших. И если смотреть с некоторого расстояния, в поле зрения всегда оказывалась группа из пяти башен, расположенных квадратами на самой верхней прямоугольной площадке. При взгляде же с любого из четырех фасадов возникал ставший уже типичным для Камбоджи силуэт трех башен.

Символизм культовых сооружений выявлен в архитектуре Бакхенга особенно ярко. Храм как бы воплощает широкую космогоническую идею. Пять центральных башен соотносились со 104 прасатами-светилами так, что при подходе с каждой из четырех сторон можно одновременно насчитать тридцать три (число богов, обитающих на горе Меру). Общее число башен без центрального святилища составляет число 108, что соответствует четырем фазам луны, состоящим из 27 лунных дней. На уступах центральной пирамиды расположено 60 одинаковых по форме и величине башен, что соответствует числу годов в системе лунного календаря, состоящего из пяти циклов (5 х 12).

Строгая ориентация памятника по странам света еще больше подчеркивает символизм Бакхенга — этого уникального «каменного календаря», сооружения, не имеющего аналогии во всей архитектуре стран Юго-Восточной Азии. Вместе с тем несколько утяжеленные пропорции и общая расплывчатость силуэта не дают еще возможности причислить Пном Бакхенг к золотой поре кхмерского зодчества. Впервые об ином понимании пропорций, присущем новой архитектуре, можно говорить лишь начиная с X века.

Что касается круглой скульптуры, то при постоянном поступательном развитии архитектурных форм пластика Бакхенга сохраняет верность прежним стилям. Более того, застывший иератизм в статуях божеств, наметившийся в IX веке, в начале X века становится нормой. На их лицах появляются еще более прямые надбровные дуги, взгляд более обезличенный, привычная улыбка утрачивает всякую теплоту, и только в рельефе на стенах храма Пном Бакхенг отдельные фигуры девата с широкими бедрами и пышной грудью, с цветком лотоса в руках или с опахалом из пальмовых листьев, привлекают взор красотой поз и движений.

Пном Бакхенг. Женское божество в нише храма. Южная сторона

Автор: Н.И. Рыбакова

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

Google Analytics

Uptolike

Яндекс. Метрика

Рамблер / Топ-100