В 944 году столица королевства снова переносится в Ангкор. Новый период кхмерского зодчества ознаменовался созданием двух крупных построек — храма Восточный Мебон (952) и храмового комплекса Пре Руп (961). Восточный Мебон сооружен на острове, посередине искусственного водоема — Восточного барая, так же как и храм Лолей в Ролуосе. 
В первой постройке, возведенной в правление короля Раджендравармана II (944 — 968), в Ангкоре соединились архитектурные принципы двух совершенно различных по своей концепции памятников — храма Пном Бакхенг и ансамбля Прасат Тхом. Как и Пном Бакхенг, Восточный Мебон сохраняет строгую центричность, повторяя решение храма с пятью господствующими башнями-святилищами, расположенными в шахматном порядке. Однако вторичные прасаты на верхней террасе, венцом окружающие святилище, очень напоминают длинные, плотно пригнанные друг к другу помещения, какие находились между двумя концентрическими оградами в Кох Кере.


Восточный Мебон. Колонна у входа в храм

Храм Восточный Мебон не был задуман как ритуальный центр королевства, а был создан в память предков Раджендравармана II и поэтому не может рассматриваться как законченный образ храма-горы. Тем более что пирамида невысока и имеет всего один ярус.


Восточный Мебон. 952 г. Орнамент па перемычке двери

Из-за малых размеров квадратного островка в центре барая (всего 120 м по каждой стороне) и из-за стремления наиболее полно использовать имеющееся пространство строители Восточного Мебона прибегли к интересному приему: внешние крестообразные башни-гопура с тремя проходами как бы вдавливаются в ограду, образуя дополнительное пространство перед платформами, занимающими выступ перед каждым из четырех фасадов.
Объемно-пространственное решение Восточного Мебона во многом предвещает композицию Пре Рупа, но он гораздо более приземист; основную прелесть храму придает окружение воды.


Пре Руп. Вторая пол. X в.

Такое расположение близко сердцу каждого жителя страны, в глубинном сознании которого всегда слиты воедино священные строения и вода, и Мебон выражает в камне традиционную идею мироздания в окружении мирового океана. Поэтому его серединное расположение, многократно повторенное отражением в воде, рождает образ фантастически прекрасного сооружения.


Пре Руп. План

Одной из основных особенностей старой кхмерской архитектуры является стремление умножать существующие, раз навсегда найденные элементы, развивать их и оттачивать, доводя архитектурно-пластический образ до полной завершенности. Соразмерность частей и красота пропорций памятников X — XI веков стали своеобразным эталоном последующих кхмерских строений. В культовых постройках этого времени были найдены все основные формы, которые блестяще разовьются в лучшем памятнике Камбоджи — Ангкор-Вате.
Памятником, занявшим одно из первых мест в поступательном развитии классической кхмерской архитектуры, был Пре Руп.


Пре Руп. Восточная сторона храма

Пре Руп (на языке кхмеров обозначает «перевернутое тело»), главный храм Раджендравармана II, должен был одновременно служить и его усыпальницей (королевский саркофаг был ориентирован на запад). В этом памятнике еще яснее, чем в Баксей Тьямкронге, прослеживается основная концепция разделения храма на пирамиду-постамент и святилище. Три ступени пирамиды, три ее основных этажа несут пять башен, расположенных в шахматном порядке. Центральная башня поднята на двухступенчатом цоколе, к которому со всех четырех сторон ведут широкие лестницы, обрамленные прекрасно вылепленными львами-охранителями. Галерея первого этажа еще не расчленена, она как бы вытекает из угловых павильонов. Верхняя терраса, несколько оторванная от остальных ступеней, поднимается на высоту 12 м и служит платформой, на ней расположены башни святилища. Несколько резкий подъем и крутые лестницы с четырех сторон подчеркивают смысловую идею храма-горы — прославление величия и мощи правителя. Главная башня, «вершина которой освещается при соприкосновении с облаками», как сказано в «Рамаяне», поистине прекрасна: смелость устремленной вверх композиции и замечательное равновесие наполненных внутренней силой объемов составляют невыразимое обаяние памятника, позволившее Пьеру Лоти сравнить его с возвышенной стройностью стансов.
Прежде чем подняться на первые ступени Пре Рупа, нужно пройти длинную аллею, зажатую двумя рядами однообразных столбов. Монументальный, несколько тяжеловесный подход к храму служит прямым контрастом порыву и легкости самого памятника. Этот контраст еще сильнее ощущается в его колористическом богатстве и разнообразии. Со своими стенами и ступенями из красного латерита, небольшими окружными башнями розового кирпича и центральными, вздымающимися — из светло-голубого песчаника, Пре Руп оставляет неизгладимое впечатление. Дополненный резким соотношением цвета силуэт его предельно выразителен.


Пре Руп. Вид сверху, аэрофотосъемка

С конца X века наступает подлинный расцвет кхмерской архитектуры, рождение высокого классического стиля. В эволюции этого стиля храм Пре Руп занимает промежуточное положение между доклассической эпохой и классическим периодом ангкорского зодчества.
Автор: Н.И. Рыбакова

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

Google Analytics

Uptolike

Яндекс. Метрика

Рамблер / Топ-100