В 1060 году было окончено строительство еще одного величественного памятника королевства — Бапхуона (что означает «Медная башня»), где все этажи пирамиды оказались обнесенными оградами-галереями. Судя по сохранившимся надписям, храм был построен в очень короткий срок — всего за одиннадцать лет. Пирамида подымалась вместе с венчающей ее башней на высоту 50 м.

Бапхуон. План

Храм, построенный недалеко от Пхимеанакаса, к югу от ограды королевского дворца, сам имел широкую ограду размером 425 х 125 м. Перед

оградой возвышалась башня-гопура с тремя проходами, крестообразными в плане, от которой к храму вела дорога, выложенная песчаными плитами, длиной 200 м, огражденная с двух сторон прямоугольными бассейнами. Пирамида Бапхуон повторяет прямоугольное решение соседствующего с ней Пхимеанакаса, но размер ее основания внушителен — 120 х 100 м. Первую ступень пятиступенчатой пирамиды опоясывает сводчатая галерея из песчаника. Окна ее выходят вовнутрь, где расположен широкий пятнадцатиметровый двор, который также идет вокруг самой постройки. В этом дворе — с восточной и с западной стороны — расположены легкие изящные постройки — «библиотеки». Крестообразные в плане, они связаны между собой мостиком на высоких сваях. Такие же мостики на сваях ведут и к входным башням.

Бапхуон. 1060 г. Общий вид

Как и первые два этажа, третий опоясан прозрачной сводчатой галереей из песчаника, но уже открытой одновременно с двух сторон — и наружу, и внутрь. Благодаря просвету широких окон и открытости галереи весь верхний этаж пронизан светом и воздухом.

Бапхуон. Рельефы верхнего этажа

Бапхуон. Рельефы верхнего этажа

Все этажи храма соединены единым композиционным ритмом, основанном на чередовании легких и насыщенных архитектурных форм. Угловые башни нижних этажей смотрятся как самостоятельные объемы, отделенные от галереи; на третьем этаже, напротив, угловые и настенные башни не прерывают галерею, а как бы сливаются с ней. Каждая башня верхнего этажа слева и справа продолжается легкими портиками, идущими параллельно галерее и свободно переходящими в нее.

Наконец, на малом пространстве верхней террасы, служащем цоколем центральной башни, возникает новое нарастание архитектурного ритма и, по выражению Анри Маршаля, «здесь, на самом верху Бапхуона, неизменно притягивает внимание удивительное разнообразие архитектурных деталей и пластических объемов. Среди этого разнообразия выделяются расположенные на стенах рельефы в виде маленьких вставных панно, ограниченных своеобразной рамой. Уникальные, нигде ранее (да и в последующих постройках) не встречающиеся «картины из песчаника» свежи и занимательны. Сюжеты легенд и сказаний перемежаются с эпизодическими сценами из повседневной жизни и декоративными геральдическими композициями. Наряду с героями знаменитых поэм «Махабхарата» и «Рамаяна» можно увидеть персонажей из нравоучительных буддийских притч-джатак (аскет, раздевающий женщину; неуклюжий толстяк, страдающий от обжорства, и многие другие), а также полные наивной прелести изображения юных девушек за туалетом или танцующих животных.

Бапхуон. Рельеф верхнего этажа

Бапхуон. Рельефы верхнего этажа

«Вознесенные» на верхний этаж рельефные панно Бапхуона не были рассчитаны на детальное рассмотрение. Тем не менее, они очаровывают строгой продуманностью композиции и совершенством отделки. И как во всяком средневековом памятнике, в них каноничность в изображении тесно сплетается с приемами народного творчества, передающими целостность и поэтичность восприятия окружающего мира.

Бапхуон необычайно слитен во всех своих этажах. Легкие своды соединяются со столбами и образуют изящные галереи, которые в свою очередь как бы вытекают из еще более легких и стройных портиков. Портики эти создают иллюзию небольших зальных помещений, являясь прообразом внутренних двориков Ангкор-Вата.

Сейчас трудно представить, как выглядело смысловое и ритуальное завершение храма — венчающая Бапхуон башня, но судя по ритмическому строю всего памятника, высота его была равна 50 м и, следовательно, центральное святилище смело вздымалось вверх на головокружительную высоту.

Храм, в котором соединились красота декора и совершенство архитектурных пропорций, выполненный как бы на одном дыхании и долженствующий стоять в ряду самых прекрасных творений кхмерского зодчества, недолго радовал взор камбоджийцев. Вскоре после его завершения обрушился верхний этаж, затем нижняя часть строения дала трещину, а через образовавшиеся бреши вытекла внутренняя масса песчаной засыпки.

Бапхуон. Рельеф верхнего этажа

На протяжении двух последующих столетий храм несколько раз укрепляли и поднимали из руин. Но окончательно восстановить его не удалось, так как в нем был нарушен основной принцип конструктивного равновесия. Причина постоянных обвалов состояла в непрочности опорных стен, которые не смогли преодолеть силу давления внутреннего наполнения, а также в том, что при постройке из архитравов были вынуты камни и проложены деревянные балки. Дерево сгнило, образовав пустоты в кладке, и тем самым прочность здания сильно уменьшилась. Кроме того, центральная башня была покрыта тяжелыми пластинами из позолоченной меди. Сочетание мягкого светло-желтого песчаника рельефов со сверкающей облицовкой башни производило необычайно красочный эффект, но одновременно пластины давили на эти великолепные каменные миниатюры, разрушая их, а тем самым и основание самой башни.

Однако понять причины разрушения, разобраться во всех недочетах, допущенных при строительстве этого памятника, и приступить к его восстановлению оказалось возможным только в наше время.

В 1958 году реставраторы приступили к величайшей работе — возвращению к жизни Бапхуона.

Война и последовавшие за ней трагические годы в жизни современной Камбоджи прервали эту грандиозную работу.

Автор: Н.И. Рыбакова

Предыдущая статья здесь, продолжение здесь.

Google Analytics

Uptolike

Яндекс. Метрика

Рамблер / Топ-100