Эти шесть–семь сотен лет – «золотой век» всестороннего развития и полного расцвета китайского лакового производства, и этот расцвет прервался совсем не из-за военных смут и стихийных бедствий. Для начала сфера применения лаковых изделий стала включать в себя изделия, применяемые в повседневной жизни. Лаковые изделия уже заменили собой бронзовые сосуды и стали самой часто встречающейся утварью в повседневной жизни людей [Белозерова, В. Г. Традиционная китайская мебель / В. Г. Белозерова. – М., 1980., c. 23].
Благодаря смешению базового лака и цветных лаков стало возможно получение различных сложных, переходных оттенков, а также холодных тонов. В период Сражающихся царств (V в. до н.э. – 221 до н.э.) стала также использоваться цветная роспись [У Фэй. К вопросу о чистоте и многообразии художественного языка современной китайской лаковой живописи. – Китайская академия искусства, 2008., c. 78]. Стремительное развитие лакового искусства подарило мастерам широкий простор для художественного выражения. В этот период были сделаны выдающиеся достижения в сфере лакового искусства, как в области формы изделий, так и в плане нанесения цвета, создания узоров и выражения содержания [Ху Юйкан. Лаковое искусство эпохи Воюющих царств, а также династий Цинь и Хань. – Шэньси : Шэньсийское изд-во народных искусств, 2003., c. 162].
Техника создания основы приблизилась к совершенству, вплоть до того, что ее основы использовали и в последующие эпохи. Основы для самых разнообразных сосудов искусны, аккуратны, с неизменной толщиной стенок, совсем не похожи на грубые изделия эпохи династии Инь. Известная техника создания основы «цянцзинь» как раз появилась в этот период.
Деревянный лаковый сосуд с изображением журавля
династии Западная Хань
(206 г. до н.э. – 24 г. н.э.)
Чаша с изображением облаков династии Западная Хань
(206 г. до н.э. – 24 г. н.э.).
Высота – 57 см, диаметр – 18,1 см, диаметр в основании – 20 см
При вываривании цветных и лаков натурального цвета создавались разнообразные простые, сложные, холодные цвета, в период Чжань-го (475 г. до н.э. – 221 г. до н.э.) также начали использовать разноцветную роспись [Ван Ху. Классические произведения традиционного лакового искусства Китая // Китайская культура, 1994. – № 4., c. 125 - 126]. Лаковое производство стремительно развивалось и давало ремесленникам широкий простор для художественного самовыражения. Достижения искусства лакового производства этого периода огромны, формовка утвари, использование цветов, орнаменты, содержание изображений – все это было беспрецедентным.
Анализируя лаковые изделия данного периода, мы можем установить, что в это время основными тонами лаковой живописи были черный и красный, но также использовались более десяти других пигментов, например, желтый, синий, зеленый, белый, коричневый, золотой и серебряный [Ху Юйкан. Лаковое искусство эпохи Воюющих царств, династий Цинь и Хань. – Сиань: Шэньсийское изд-во народных искусств. – 2003., c. 128 – 135].
Жизнеописание преданного сына в трауре.
Музей лака в городском округе Гуюань (Нинся-хуэйский авт. р-н).
Династия Северная Вэй (385–534 гг.).
Лаковая крышка гроба, которая делится на три части: верхнюю, где изображена
история сына; среднюю, с различными орнаментами, и нижнюю,
на которой изображена охота.
195х61х27 см
Изображение второй жены императора, изображение
человеческой жизни, обнаруженное при раскопках
могилы Сыма Цзинлуна в провинции Шаньси
в период Вэй-Цзинь (220 – 420 гг.)
Фиолетовая лаковая цинь (китайская цитра).
Династия Тан (7 – 10 вв.).
124х21 см
Инкрустированная золотом шкатулка
династии Сун (960–1279 гг.).
Длина – 21,3 см, диаметр – 19,2 см
Следует отметить, что мастера стали добивать ярких контрастов, многочисленных изменений, благодаря чему стиль их произведений стал еще более роскошным и красочным [Не Цзин. Лаковые изделия эпохи Хань и их сохранение. Китайский национальный университет. – 2004., c. 89]. Что касается композиции, то орнаменты могли обладать двойными повторениями, подчиняться определенной закономерности или выполняться свободно. Некоторые узоры отличаются аккуратностью и детальностью, некоторые – нанесены размашисто и стремительно, что в полной мере отражает высокий уровень мастерства художников [Хун Ши. Исследование лаковых изделий эпохи Воюющих царств, династий Цинь и Хань : дисс. … канд. Китайская академия общественных наук, 2002., c. 6]. В то время появилось большое количество живописных техник, как например, цветные росписи, инкрустации, гравировка иглой, резьба, украшение листками или краской из золота и серебра [Ван Шисян. Комментарий к «Записям о декорировании лаков». – Изд-во «Духовное наследие», 1998., c. 78].
Автор: Чжан Хунвэй
О первом этапе развития лаковой живописи Китая Вы можете узнать здесь