В течение четырех сотен лет между появлением государств Вэй (220 г. н.э. – 265 г. н.э.) и Цзинь (265 г. н.э. – 420 г. н.э.) периода Наньбэйчао (386 г. н.э. – 581 г. н.э.) и основанием династии Суй (581 г. н.э. – 618 г. н.э.) военные смуты были непрерывными, стихийные бедствия не прекращались, и это нанесло сильный удар по экономической основе существования феодального общества Китая. Естественно, это повлияло и на лаковое производство.

Найденные археологами лаковые изделия этого периода малочисленны, это показывает, что ни одно из сословий не могло поддержать производство этого «предмета роскоши», на который требовались большие затраты времени и ресурсов [Чэнь Чжэньюй. Искусство орнамента лаковой утвари царства Чу – памятники материальной культуры центрального Китая, 1989., c. 4]. Особенно это касается принадлежавших к кочевым народам правителей севера, чей образ мыслей отличался от ханьского, из-за чего лаковое производство в этот период оказалось на грани исчезновения. Поэтому сложно охарактеризовать общую ситуацию в лаковом производстве этого периода, пока не появятся новые находки археологов [Хроники района Гуюань. Комиссия по составлению региональной хроники района Гуюань. Нароное изд-во Нинся, 1994., c. 113].

Небольшое количество предметов с лаковой росписью было создано при относительно сильном и стабильном государстве Северная Вэй (220 г. н.э. – 265 г. н.э.), среди них есть «Изображения биографий почтительных сыновей»  и «Изображение многочисленных супруг государя».

Жизнеописание преданного сына в трауре.

Музей лака в городском округе Гуюань (Нинся-хуэйский авт. р-н).

Династия Северная Вэй (385–534 гг.).

Лаковая крышка гроба, которая делится на три части: верхнюю, где изображена

история сына; среднюю, с различными орнаментами, и нижнюю,

на которой изображена охота.

195х61х27 см

Изображение второй жены императора, изображение

человеческой жизни, обнаруженное при раскопках

могилы Сыма Цзинлуна в провинции Шаньси

в период Вэй-Цзинь (220–420 гг.)

Первое из них – фрагмент гроба, второе – ширма [Ло Фэн. Археологические исследования истории северо-западной части Китая. Издат. дом «Духовное наследие», 2001., c. 67]. Анализ техник лаковой живописи показывает, что в этот период в данный аспект не было привнесено никаких особенностей, однако с точки зрения композиции живописный уровень мастеров превосходит уровень художников предыдущих двух периодов [Чжан, X. Лаковые росписи на гробах на севере древнего Китае / Чжан Xунвэй // Санкт–Петербургский университетский консорциум. Научное мнение. Научный журнал. – 2013. – С. 159–165. – № 11., c. 164].

Изучение произведений лаковой живописи этого периода показало, что в то время преобладала контурная роспись, манера письма художников характеризовалась аккуратностью, линии выполнялись энергично и ровно, а произведения отличались высоким уровнем декоративности. Что касается приемов письма, то толщина и плотность линий неравномерны: они нанесены то свободно и непринужденно, то четко и ровно, то лишь обозначают контуры. [Ло Фэн. Собрание записей о истории и землях в Гуюань. – Народное изд-во Нинся, 1990., c. 78]. Это свидетельствует о том, что на многие произведения этого периода повлияла культура царства Чу, в них прослеживаются черты первобытной живописи, формы языка выразительности которой несколько прост и безыскусен. Движущиеся люди, стремительно бегущие звери и плывущие облака – все это отражает особый дух, наполненный жизненными силами. Подобные композиции напоминают те, которые в современном дизайне узоров называют «ковровым стилем» [Обзор и анализ археологических исследований в Нинся в двадцатом веке. – 2002. – № 8., c. 23]. «[Они] выражают священный дух китайского традиционного искусства, говорят прекрасным, иносказательным, волшебным языком эстетики» [Гао Чжицян. Размышления о современном положении лаковой живописи // Вестник технолого-педагогического института г. Чанчжоу. 2001. – № 7 (1)., c. 11]. Можно сказать, что именно в это время лаковая живопись стала самостоятельным носителем художественной ценности, а также был заложен прочный фундамент для восприятия произведений лаковой живописи в качестве эстетического объекта.

Автор: Чжан Хунвэй

 

Продолжение следует

О первом и втором этапе развития лаковой живописи Китая Вы можете узнать здесь и здесь

 

 

 

Google Analytics

Яндекс. Метрика

Яндекс.Метрика

Рамблер / Топ-100