Во время палеолита способность человека противостоять бедствиям была достаточно слаба, производственная мощность мала, а знание материалов, предоставляемых природой, – неполным. Согласно исследованиям и данным археологических раскопок сфера применения лака долгое время ограничивалась использованием его как скрепляющего вещества (скрепление наконечника и перьев с телом стрелы) или антисептического средства (лак наносился на участок лодки, находящийся ниже уровня ватерлинии для предотвращения коррозии). И лишь на небольшом количестве каменных орудий и керамических изделий с помощью лака были выделены контуры узоров [Ван Ху. История лакового искусства: век республики. – Цзянсу: Художественное издательство провинции Цзянсу, 1999., c. 89].

Помимо вышесказанного, лак мог использоваться при нанесении декоративных орнаментов. Вслед за разделением труда в обществе появились небольшие ремесленные мастерские, и родилось лаковое производство, подходящее для частного производства и технологически сложное для исполнения. Лак, помимо перечисленных выше способов применения, использовался также для создания различного вида декора. Технология производства лака от непосредственного использования сырого лака постепенно развилась до сложной технологии использования готового лака (прошедшего вываривание и смешанного с другими веществами) и цветного лака. Согласно общим представлениям, изготовление лаков разных цветов и художественное оформление заготовки лаком – это достаточно медленный эволюционный процесс. Лаковые изделия, найденные на раскопках насчитывающей семь тысяч лет культуры Хэмуду в бассейне р. Янцзы, немного более поздней культуры Мацзяхун, культуры Лянчжу, а также культуры Таосы в уезде Сянфэнь на севере Шаньси показывают: китайские лаковые изделия того времени уже были распространены на юге, технология была развитой и сфера применения становилось все более широкой [Ван Лю. Продолжение традиций лакового искусства. Диссертация на соискание степени кандидата. Нанкинский университет искусства. 2003., c. 56].

Расписная керамическая посуда династии Ся (2000 г. до н.э.),

обнаруженная при археологических раскопках в провинции Шаньси

на месте руинов храма Тао.           

Высота – 19,5 см, диаметр – 12–16 см

Керамический диск бурого цвета с изображением дракона

династии Ся (2000 гг., до н.э).

Высота – 8,8 см, диаметр в основании – 15 см, по краям шириной 1,8 см

Мы уверены, что вслед за новыми находками археологии ранние примеры китайского лакового производства обязательно будут признаны людьми. Развитие техники лакового производства в эпоху неолита заключается в следующем: использование некрашеного или черно-красного лака в качестве основы, создание разноцветных росписей по лаковой основе, использование материалов на основе камней и костей, инкрустации [Исследовательский центр памятников материальной культуры

Дуньхуана – общий список содержимого пещер Могао в Дуньхуане. Издат. Дом «Духовное наследие», 1982., c. 11]. Для основы использовали дерево, бамбук, камень, керамику и другие материалы.  

В эпоху династий Инь (17 в. до н.э. – 11 в. до н.э.) и Западная Чжоу (11 в. до н.э. – 256 г. до н.э.) люди продвинулись вперуд в самых разнообразных аспектах, и уровень лакового производства тоже сильно вырос. Судя по уже известным памятникам, найденным на раскопках, при изготовлении основы первоначальный способ, при котором лак напрямую наносился на поверхность изделия, развился до технологии, при которой на основу наносилось грунтовое покрытие, и лишь затем все покрывалось лаком. Изделия, на которых ткань закреплялась лаком для грунтовки, по прошествии нескольких тысячелетий по- прежнему выглядят совсем как новые, что в полной мере доказывает прогрессивность и надежность технологий изготовления основы лаковых изделий династии Инь [Чжан Чэн. Исследование культуры и искусства традиционной китайской лаковой росписи, 2007., c. 56].

Формы изделий тоже постепенно становились разнообразнее, помимо столовой утвари лак стали использовать для таких вещей, как украшения ритуальных предметов, зданий, предметов из резного дерева. Техники декорирования и приемы росписи стали еще более тонкими и отточенными, в инкрустации стали использовать новые материалы, например, золотую фольгу. Обработка сока лакового дерева вышла на новый уровень, окраска черного и красного лаков стала стойкой и насыщенной, благодаря чему в наши дни цвет остался по-прежнему ярким [Власов, В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства., c. 22]. Орнамент в основном совпадал с узорами на бронзовых сосудах, тематика их разнообразна и многочисленна, что отразило вкусы правящего класса династий Инь и Западная Чжоу, а также знания и умения мастеров лакового производства. Анализируя темно-синий слой на поверхности бронзовых сосудов, можно увидеть, что причина, по которой многие из изделий периода особенности династии Чжоу сохранились в идеальном состоянии до наших дней, в том, что на них было нанесено черное лаковое покрытие [Аттербери, Р. Иллюстрированная энциклопедия антиквариата / Р. Аттербери, Л. Тарп. – М., 1997., c. 67]. Это показывает, что люди в то время уже эффективно и в полной мере использовали и понимали большие возможности сырого лака, «короля защитных покрытий».

Автор: Чжан Хунвэй

Продолжение следует

О происхождении и ходе развития лаковой живописи Китая Вы можете прочитать здесь и здесь

 

 

 

Google Analytics

Яндекс. Метрика

Яндекс.Метрика

Рамблер / Топ-100