Архитектурные сооружения XVIII-XIX веков, продолжая развивать традиции минского зодчества, вместе с тем отличаются от величественности и простоты его стиля возрастающей пышностью, обилием декоративного убранства. Хотя традиционные основы зодчества сохраняются, как и выработанные в течение столетий типы зданий, стремление к орнаментации, детальной разработке отдельных мотивов, характеризует памятники цинского зодчества. Неотъемлемой частью архитектуры становятся малые декоративные формы: курильницы, вазы, резные орнаментированные парадные ворота - пайлоу. Формы пагод также усложняются, становятся более дробными.

В конце XVII-XVIII веке цинские правители, стремящиеся доказать свою преемственность от Минской династии, ведут большие восстановительные работы на территории императорского дворца в Пекине, большая часть сооружений которого пострадала от пожаров. Хотя монументальность их форм и не была нарушена, отличительной чертой перестроенных в цинское время дворцовых зданий стала большая дробность орнаментальных деталей, усилившая значение полихромии, узорной отделки доугунов.

Огромное внимание уделяется сооружению парковых ансамблей, и в частности новому оформлению и переделке парков Императорского города, застраивающихся галереями, легкими беседками (примером которых могут служить Павильоны пяти драконов в парке Бэйхай), подчеркивающими живописность холмов, извилистость береговой линии. Для орнаментации зданий обильно применяются не только камень и дерево, но и глазурованные многоцветные керамические плиты. Одним из таких сооружений парка Бэйхай является знаменитая Стена девяти драконов (5 м в высоту и 27 м в длину), составляющая часть декоративного убранства пышного дворцового парка.

Башня гробницы Чаплин в погребальном ансамбле Шисаньлин близ Пекина. XV-XVII вв.

Фрагмент ансамбля загородного дворца Ихэюань близ Пекина. XVIII-XIX вв.

Века XVIII-XIX отмечены и некоторыми новыми тенденциями. Вместо характерных для минского времени крупных столичных комплексов начинается интенсивное строительство загородных резиденций. В их организации, связи с окружающей средой нашли свое наиболее полное воплощение представления о пышности, нарядности и богатстве архитектурных форм, характерные для вкусов цинского времени. Изощренная затейливость особенно ощутима в оформлении загородного дворца Ихэюань, возведенного близ Пекина на горе Ваныноушань. В его планировке, отделке всех деталей воплощен богатый опыт многих поколений китайских зодчих, керамистов, мастеров по дереву, металлу. В орнаментации его многочисленных павильонов и беседок, расположенных по склонам гор и по берегам озера Куньминху, обильно применяются яркие краски, позолота, вводятся многие разнородные материалы - фарфор и металл, которые порой соединяются с деревом. Зачастую роль декоративных и орнаментальных мотивов оказывается значительнее самих архитектурных форм. Примером декоративных исканий этого времени могут служить выстроенные в парке Ихэюань медные и керамические беседки и пагоды (пагода Люлита, 1750), а также деревянные декоративные сооружения разных очертаний и форм. Углы их крыш причудливо вскидываются кверху, сами кровли приобретают волнообразные формы, покрывающая их черепица становится пестрой, многоцветной. К XIX веку происходит постепенная утрата зодчеством монументальной ясности прошлых эпох, органического соединения орнамента и конструкции.

 

Автор. Н.А. Виноградова

Предыдущая статья здесь. Продолжение здесь.

Google Analytics

Яндекс. Метрика

Рамблер / Топ-100