Большое развитие в XV-XIX веках получили изделия из красного резного лака, техника которого входит в употребление значительно позднее расписного, начиная с сунского и юаньского периодов. Однако только в минское время она начинает широко применяться в быту, служит предметом экспорта.
Резной лаковый поднос. XVI в. Москва, Гос. музей искусства народов Востока
Из лака производятся не только шкатулки, но и предметы мебели - ширмы, столы, шкафы, императорские троны. Минские резные лаки, процесс изготовления которых был длительным и трудоемким, отличались сочностью форм, крупным сплошным рисунком, состоящим из пейзажей и цветочных мотивов, покрывающих весь предмет. Рельефы, вырезанные в лаке, многослойны, что создает богатую и мягкую светотеневую игру. Осязаемость и глянцевитость характеризуют изделия из резного лака. Помимо резных в Китае издавна существовали и расписные лаки, наносимые на мебель, посуду, музыкальные инструменты, покрытые золотыми и многоцветными узорами, инкрустированные перламутром и костью, а также Коромандельские лаки, из которых изготовлялись ширмы, пользовавшиеся в XVII-XVIII веках огромным спросом в Европе. Черный лак, нанесенный на левкас и расписанный по вырезанным в гипсе узорам нежными красками зеленых, голубых, розовых тонов, придавал этим изделиям большую изысканность.
Особое место в прикладном искусстве Китая минского и цинского времени занимали предметы, выточенные из дерева. В этой технике создавалось наибольшее количество скульптуры малых форм, исполненных народными мастерами.
Ткани и вышивки минского и цинского времени отличаются большой красочностью и отвечают общему духу декоративности, характерному для этих периодов.
Общий подъем прикладных искусств XV-XVIII веков, бесконечное многообразие форм и техник, появившихся в это время, высокие качества изделий выдвигают эту область творчества на одно из видных мест в искусстве Китая позднефеодального времени. Прикладное искусство, тесно связанное с народной, фольклорной тематикой как бы развивает и демократизирует лучшие качества средневековой культуры.
Автор. Н.А. Виноградова