Начиная с XIV века в связи с ростом городов и общей демократизацией культуры увеличивается значение всех видов декоративно-прикладного искусства, расширяется круг тем и образов, нередко почерпнутых из литературы и театра, классической живописи и скульптуры, осмысленных и переработанных на новый лад. Прикладное искусство XV-XIX веков как бы подхватывает и развивает многие высокие достижения более ранних этапов средневековья. Это целый мир разнообразных форм, куда словно перетекла живая жизнь из постепенно омертвевающих живописных свитков.

На первом месте среди всех декоративно-прикладных изделий этого времени стоит фарфор, техника изготовления которого значительно видоизменяется и совершенствуется. К началу XV века в Цзиндэчжэне (провинция Цзянси), ставшем ведущим центром фарфорового производства, существовало пятьдесят восемь печей, а к концу XVI века их было уже более трехсот. Мастера фарфоровых изделий ставят перед собой уже иные, чем прежде, цели. Меняется сам принцип орнаментации, поверхность сосуда используется мастером как белое поле, предназначенное для росписи, которое покрывается многообразными живописными мотивами, включенными в орнаментальную среду. При кажущейся свободе росписи узор значительно более организован, подчинен форме сосуда. Многоцветность, яркость и декоративная нарядность сменяют изысканную простоту и нежность сунских однотонных сосудов. Ее стимулирует появление новых красителей - кобальта для подглазурной росписи, трехцветных свинцовых глазурей и красной глазури. С середины XV века роспись кобальтом сочетается с надглазурными яркими красками - зеленой, желтой, красной, получившими название «доу-цай» («борьба цветов»). Однако традиция сунского фарфора продолжает существовать в виде белоснежных сосудов с легким рельефным рисунком под глазурью.

Особого расцвета производство фарфора достигает в XV - начале XVI века. В конце XVII века заметен некоторый спад на казенных государственных мануфактурах. Новый расцвет фарфорового производства наблюдается в XVIII веке в связи с ростом морской торговли через южный порт Гуанчжоу и увеличением вывоза продукции во многие страны мира. Фарфоровые изделия цинского времени отличаются звонкостью, необыкновенной чистотой и белизной черепка, большой узорчастостью, красочностью, изобретательностью и фантазией в выборе сюжетов, форм и техник. Печи Цзиндэчжэня выпускают черные гладкие и блестящие сосуды, сосуды, расписанные звучными, сверкающими эмалями. На вазах и блюдах художниками изображались пейзажи, цветы и птицы, жанровые композиции. Зачастую фарфоровые изделия превращались в своеобразные картины.

Фарфоровая ваза для подношения цветов мэйхуа к новому году. XVIII в. Москва, Гос. музей искусства народов Востока

Начиная с периода Мин широкое распространение получает в Китае техника перегородчатых и расписных эмалей. В качестве образцов для этих изделий брались формы старинных бронзовых сосудов. Однако их массивная тяжеловесность и четкость геометрического узора значительно видоизменились. Сосуды стали вытянутыми, округлыми, украшенными причудливо изогнутыми резными ручками. Сам узор напоминает по типу больше всего китайские вышивки. Он состоит обычно из расположенных по ярко-голубому фону красных цветов с вкраплением желтого и зеленого. Тонкая проволочная сетка, составляющая основу узора, мерцает золотыми жилками, еще более придавая ему сходство с тканью. Сосуды из перегородчатой эмали служили курильницами, вазами для цветов, употреблялись для разнообразных декоративных целей, достигая подчас больших размеров. В цинское время эта техника также продолжала развиваться.

 

 Автор. Н.А. Виноградова

Предыдущая часть здесь. Продолжение здесь.

Google Analytics

Яндекс. Метрика

Яндекс.Метрика

Рамблер / Топ-100