На протяжении Х-XI веков в живописи Китая, как и во всей его художественной жизни, наметились важные сдвиги. Падение могущественной Танской империи, обострение противоречий внутренних и внешних, равно как и пережитые страной потрясения, углубили и чувства людей, породили более сложное философское суждение о жизни. В напряженные для государства столетия, протекавшие под знаком постоянных угроз со стороны северных кочевников, сокращения контактов с внешним миром и постепенной утраты иллюзий непобедимого могущества, живописцы, философы и теоретики искусства по-новому осмысляют красоту природы, вечное обновление которой в их сознании отождествляется с идеей прочности, незыблемости бытия. Мудрая непреложность ее законов возводится в ранг нравственного эталона, становится предметом благоговейного исследования, отождествляется со всеми проявлениями духовной жизни человека. Природа отечества героизируется, в ней воплощается образ всего мироздания. В соответствии с этим претерпела и известное переосмысление значимость живописных жанров. Буддийские и бытописательные сюжеты отодвинулись на второй план, уступая место пейзажу и близким ему по духу жанрам «цветы-птицы», «растения и насекомые». Пейзаж «шань-шуй» стал отныне выразителем самых возвышенных эмоций и носителем важнейших идей китайского средневековья. Картины-свитки, изображающие жизнь природы, приобрели поистине универсальную значимость. Они превратились в средство утонченного духовного общения, способ передачи мысли, символических благопожеланий. В них нашли свое наиболее полное и разнообразное воплощение эстетические идеалы эпохи.

Изменился и сам характер пейзажных композиций. Многоречивость танских ландшафтов уступила место более глубоким и сложным философским обобщениям. Потребностям времени более соответствовал язык монохромной живописи, характерный для картин Ван Вэя, позволяющий воплотить в искусстве представления о природе как носителе космического начала.

Сюй Дао-нин. Ловля рыбы в горных потоках. Фрагмент свитка на шелку. XI в. Канзас-сити, Галерея искусств Нельсона

Живописцы послетанского времени пошли дальше Ван Вэя, сделав множество важнейших открытий в области пространственного построения пейзажных картин-свитков, их композиционного ритма, тональности. Пространство, по-новому осмысленное, было для них уже не просто способом фиксации дальности расстояний, но и символом безграничности мира. Изменчивость и необозримость просторов природы стала источником вдохновения для многих поколений средневековых китайских живописцев. Исчезла характерная для танских пейзажей многолюдность. Многоцветность сменилась монохромной гаммой с добавлением тонких красочных нюансов. Эта перестройка художественного сознания не была актом единовременным и не исключала сохранения старых традиционных принципов. Черты нового продолжали соседствовать с чертами архаизирующими. Но эстетические проблемы сунского времени нашли свое наиболее зримое художественное воплощение в построенных по принципу единой тональности картинах гор и вод.

Го Си. Осенний туман рассеялся над горами и равнинами. Фрагмент свитка на шелку. XI в. Вашингтон, галерея Фрир

Отождествление свойств человека со свойствами природы, мысль об их неразрывной взаимосвязанности, присущая китайскому миропониманию в целом, получила в послетанское время гораздо более многогранное философское осмысление. Философская мысль на этом этапе объединяет, пронизывает собой все области творчества. Именно сунскому времени принадлежит создание целостно-последовательной философской системы неоконфуцианства, синтетически связавшей существовавшие до этого религиозные взгляды, проблемы натурфилософии и конфуцианской этики. Тяга сунского времени к осмыслению всех явлений действительности в их единстве, стремление создать универсальную концепцию человеческих отношений и мироздания, подчиненных естественному и всеобщему первопринципу, своеобразно отразилась в теории и практике живописи. Идея единства и целостности всего сущего сказалась и в общем композиционном замысле картины, и в художественном решении каждого малого фрагмента природы, приобретающего значение микрокосмоса, и в своеобразном поглощении человека пространственной средой космических, пронизанных мощными ритмами пейзажей. Она проявилась и в осознании творческого процесса, понимаемого как некое слияние человека с миром, постижение мастером за внешней видимостью форм глубокой внутренней сути явлений.

 

Автор: Н.А. Виноградова

Предыдущая статья здесь. Продолжение здесь.

Google Analytics

Яндекс. Метрика

Яндекс.Метрика

Рамблер / Топ-100