Десятый-одиннадцатый века - время наивысшего расцвета теории пейзажной живописи, опирающейся уже не только на опыт эстетического наследия предшествующих поколений, но и на богатую художественную практику. Среди художников X века, которые пытались сопоставить выраженные в теоретических работах идеи изображения природы с реальной практикой живописца, первым и самым значительным был Цзин Хао (работал в конце IX - начале X в.), автор трактата «Бифа цзи» («Записки о приемах письма кистью»). В форме диалога между юным художником и мудрецом-отшельником им излагаются в трактате новые суждения о поэтической сути и образной выразительности пейзажа, которые представляются мастеру значительно более важными, чем точная выписанность отдельных деталей.

Центральная идея трактата Цзин Хао, развивающего и конкретизирующего отвлеченные положения Се Хэ, - необходимость раскрытия в картине одухотворенности, подлинной правды целостного образа природы, а не внешнего ее правдоподобия.

Живописные работы Цзин Хао, такие, как «Гора Гуан Лу» (была в собрании музея Гугун в Пекине), исполненные только черной тушью, изображают пустынную и дикую, словно застывшую в торжественном покое, грандиозную и величественную природу. В них художник стремится воплотить свое новое осознание мира - вселенной, могущественной и подчиненной единым законам. По сравнению с предшествующим периодом в его картинах меняется масштабная соотнесенность в изображении гор, деревьев и крохотных, едва заметных фигур людей. Громады заслоняющих собой небо гор доминируют над всем, резко противопоставляясь другим предметам. Здесь нет уже ничего от иллюстративности и красочной повествовательности танских пейзажей. Задачей художника становится не эмпирическое воспроизведение реальности, а в первую очередь философское ее осмысление. Подобное мироощущение свойственно всем пейзажным композициям начала X века, таким, как «Переправа через горный поток» Гуань Туна (была в собрании музея Гугун в Пекине), «Летний дворец императора Минхуана» (Осака, Музей) Го Чжун-шу и др. Оно отчасти присуще и свиткам раннесунcкого времени, таким, например, как «Путники у горного потока» (был в собрании музея Гугун в Пекине), выполненный живописцем X - начала XI века Фань Куанем. Вместе с тем пейзажи того времени далеко не однообразны.

Фанъ Куанъ. Путники у горного потока. Свиток на шелку. Конец X - начало XI в. Был в собрании музея Гугун в Пекине

Более мягки и лиричны пейзажи художников, живших на юге Китая и работавших в несколько иной манере, чем живописцы круга Цзин Хао, писавшие суровые ландшафты Севера. Дун Юань (работал в 937-975 гг.) первым из живописцев X века осмыслил фон шелкового свитка как пространственный прорыв, как уходящую в бесконечность даль. При всей духовной общности с пейзажами Цзин Хао свиток Дун Юаня «Пейзаж с рыбаками» (Пекин, музей Гугун) наделен большей гармонией, эпическим спокойствием и простотой. Многоцветные пейзажи Дун Юаня написаны в мягких темно-зеленых, коричневых и голубых тонах, едины в своей колористической гамме и в передаче целостности мира природы. По сравнению с танскими пейзажами они значительно сложнее по живописному решению, тонкости красочных переходов.

Пристальное и чуткое внимание к природе, особенно возросшее в этот период, проявилось не только в создании монументальных пейзажей с традиционным изображением гор и вод. Уже в конце периода Тан возник особый жанр живописи, получивший название «цветы-птицы». В X веке он приобрел особо важное значение, став одним из самых тонких проявлений средневекового пантеизма. Художники, работавшие в этом жанре, стремились через изображение отдельных элементов природы добиться выражения столь же значительных идей, что и создатели монументальных пейзажных композиций. Птицы, звери, насекомые и цветы, переданные с большой правдивостью на картинах художников X века, приближали природу к человеку, связывая его с тайнами мира бесчисленными нитями тонких поэтических переживаний.

В X веке складывается два типа произведений жанра «цветы-птицы» и близкого ему анималистического жанра. Один из них наиболее ярко характеризуется свитком неизвестного мастера «Олени среди деревьев красного клена» (был в собрании музея Гугун в Пекине), где композиционное построение путем чередования локально окрашенных цветовых плоскостей близко к декоративным принципам танских пейзажей.

Олени среди деревьев красного клена. Фрагмент свитка на шелку. X в. Был в собрании музея Гугун в Пекине

Сюй Си (работал во второй половине X в.) и Хуан Цюань (900-965), наиболее прославленные из живописцев этого жанра в X веке, строили свои картины по принципу микропейзажа, как бы увиденных с близкого расстояния деталей природы. Представители не только разных географических районов, но и разных направлений, они положили начало отличным друг от друга традициям.

Сюй Си писал многочисленные мотивы вольной природы - водоплавающих птиц, дикие травы, речные растения, включая свои изображения в воздушную среду. Покрывая светлыми, прозрачными красками нанесенные тушью контуры, акцентированные красной подцветкой по краям, он придерживался свободной, эскизной манеры. Хуан Цюань создавал яркие, насыщенные цветом декоративные композиции, применяя краски вместо туши, плоские силуэты вместо контуров. Его излюбленными сюжетами были звери и птицы из императорских садов, экзотические растения.

Особой любовью такие декоративные композиции пользовались в образовавшихся на юге Китая на протяжении периода «Пяти династий» департаментах живописи, возникших при дворах правителей. Наиболее значительная роль принадлежала основанной в X веке в Нанкине при дворе императора Ли Хоучжу первой Академии живописи, входившей в число департаментов Академии Ханьлинь и объединившей многих талантливых живописцев. Здесь разрабатывались вопросы техники и мастерства, связанные с новыми поисками выразительных средств для передачи разнообразных нюансов настроений природы.

Блестящий расцвет китайской пейзажной живописи начался со второй половины X века и был связан с именами таких выдающихся художников-пейзажистов, как Ли Чэн (работал в 960-990 гг.), Сюй Даонин (работал в первой половине XI в.) и Го Си (ок. 1020-1090), вошедших в состав реорганизованной после основания Сунской династии Академии живописи. Почти все жанры живописи этого времени были так или иначе связаны с природой. Все прекрасное в жизни, все самые глубокие эмоции сопоставлялись с ней, каждая травинка под солнцем изображалась с пристальной любовью и вниманием.

 

Автор: Н.А. Виноградова

Предыдущая статья здесь. Продолжение здесь.

Google Analytics

Яндекс. Метрика