К концу II тысячелетия до н. э. на территории Китая сложился ряд самостоятельных государств, наиболее сильное из которых - Чжоу - поглотило государство Шан (Инь). Длительный и неоднородный этап, растянувшийся с XI по III век до н. э. и получивший название периода Чжоу, отмечен целым рядом важнейших культурных преобразований. Особенно значительные изменения в социальной и духовной жизни страны произошли в середине I тысячелетия до н. э. и на протяжении так называемого периода Чжаньго (Воюющих царств; V - III вв. дон. э.). Иньские культурные традиции к этому времени уступили место новым веяниям.
Замена к середине I тысячелетия до н. э. каменных и бронзовых орудий железными открыла новые возможности для развития земледелия и ремесел. Усовершенствовались ирригационные сооружения, улучшилась техника земледелия, появились в обращении монеты. В древнекитайских государствах возникли новые города. Накопились и неразрывно сплетенные с мифологией и древнейшими культами научные сведения о мире. Они воплотились в VII веке до н. э. в создании лунно-солнечного календаря, а в IV веке до н. э. - звездного каталога. В середине I тысячелетия до н. э. возникли также и первые философские системы (конфуцианство, даосизм, моизм, фацзя - школа легистов), пытавшиеся объяснить явления природы и обосновать общественные противоречия. Конфуцианство и даосизм оказали наибольшее воздействие на весь дальнейший ход развития китайской культуры. Во многом оппозиционные друг другу, эти два учения представляли собой сложный комплекс этических, философских и религиозных воззрений. Конфуцианство направляло все свои силы на обоснование социальной иерархии, требуя подчинения старшим по чину, возрасту, положению в обществе.
Государство, по учению основателя школы Конфуция, - большая семья, возглавляемая государем - Сыном Неба. Опираясь на культ предков и разрабатывая целую систему нормативов для всех проявлений жизни, конфуцианство не касалось вопросов гносеологии. В противоположность ему даосизм, проявлявший активный интерес к области натурфилософии, отразил новые важные стороны восприятия мира. Центральное место в этом учении занимала теория о дао - вечной изменчивости мира, подчиненного естественной необходимости самой природы, гармоническое равновесие которой осуществляется путем взаимодействия мужского и женского начал - Ян и Инь. По мнению основателя учения даосизма Лаоцзы, дао являлось всеобщим законом мира. Главной нормой человеческого поведения он считал следование законам природы, непротивление ее принципам. Оказавший огромное влияние на развитие всей системы художественного мышления, даосизм дал развернутое обоснование зародившемуся на древней стадии отношению к властвующей над человеком природе. Однако новым в этом восприятии был не только более многоплановый подход к ее явлениям, но и поэтическое ее осмысление. Это пантеистическое отношение к миру нашло в дальнейшем свое воплощение во всех сферах китайской культуры.
Охранитель входа. Каменная скульптура из погребения в Анъяне (провинция Хэнань).
Период Шан (Инь).
Тайвань, Академия синика
Период Чжаньго, когда в расчлененной на многие мелкие царства стране нарастала тяга к объединению, - важнейший этап в истории древней китайской цивилизации. В эту бурную эпоху закладывается фундамент последующей культуры китайской нации. Создается ряд значительных поэтических произведений, в литературе и искусстве складывается новый круг тем и образов, развиваются принципы каркасного зодчества и регулярного градостроительства, зафиксированные в письменных трактатах (Чжоули, III в. до н. э.).
Следом за крупными сдвигами в хозяйственной жизни, развитием ремесел и земледелия на протяжении периода Чжаньго произошли перемены в характере образного мышления. Вместе с развитием представлений о мире изменился стиль бронзовых сосудов, постепенно утративших свой всеобъемлющий магический смысл. Их формы стали более обтекаемыми, целесообразными; скульптурный орнамент сменился тонкой инкрустацией драгоценными камнями и металлами. Круг сюжетов расширился. Поверхность бронзовых изделий служит фоном для целого ряда фризообразно расположенных сцен, повествующих о битвах, сценах охоты. Здесь зверь уже не только объект поклонения. Его трактовка становится менее отвлеченной.
Ритуальный бронзовый сосуд ху с изображением сцен охоты.
V – IV вв. до н. э.
Сан Франциско, Мемориальный музей М. X. де Янга
Наряду с бронзовыми сосудами разного типа и назначения появилось и множество других изысканных ритуальных и бытовых предметов: круглые бронзовые зеркала, инкрустированные с оборотной стороны серебром и золотом, украшенные росписью музыкальные инструменты и мебель, яркая расписная лаковая утварь, предметы из резного дерева и камня. В гибких плетениях их узоров отразилось более многоплановое осмысление мироздания, воспринимаемого как стихия бесконечного космического движения и противоборства света и тьмы. Другими стали принципы орнаментации, отличающейся от прошлого большей свободой и живописностью. По росписям, нанесенным на красные или черные фоны лаковых блюд, шкатулок и сосудов из погребений в Чанша, видно, как изменились ритмы тонкого рисунка, отмеченного легкостью и стремительностью, повысилась выразительность незаполненного пространства фона, а излюбленным мотивом стали легкие вихревые завитки гонимых по небу облаков.
Лаковое блюдо из погребения в Чанша (провинция Хунань).
V - III вв. до н. э.
Для живописи, выделившейся к этому времени в самостоятельный вид искусства (о чем свидетельствует обнаруженная также в погребении близ Чанша самая ранняя в Китае картина), впервые используется шелковая ткань. Ее нейтральная поверхность отождествляется с пространством неба, где противоборствуют властвующие над жизнью человека стихийные силы природы, воплощенные в облике дракона и феникса, летающих над женской фигурой. Начертанная тонкими штрихами туши, эта еще достаточно схематичная картина вместе с тем заключала в себе развитые в дальнейшем принципы китайской живописи.
Легендарные и мифологические сцены.
Гравированный рельеф из погребения Улянцы (провинция Шаньдун).
147 - 163 гг.
Автор: Н.А. Виноградова
Продолжение здесь. Предыдущие статьи здесь и здесь.