Истоки зарождения лаковой живописи можно отнести к V в. до н.э., о чем свидетельствует археологическая находка – «Деревянная чаша, покрытая красным лаком», – найденная в 1974 г.
С V в. до н.э. и вплоть до XXI столетия н.э. в художественных формах выразительности китайской лаковой живописи произошли весьма значительные изменения [Глухарева, O. E. Краткая история искусства Китая / O. E. Глухарева, Б. Денике. – Л. ; М., 1948., c. 32]. До 30- х годов XX столетия китайская лаковая живопись представляла собой орнаментальные рисунки на поверхности утилитарных предметов и выполняла декоративную функцию.
Таким образом, развитие лаковой живописи было неразрывно связано с эволюцией предметов материального мира. Материал, используемый в лаковой живописи Китая – натуральный лак, получаемый из смолы лакового дерева. Обычно смолу берут только из деревьев, которым больше десяти лет, и чем они старше – тем выше ее качество. На стволе дерева делается надрез в виде перевернутого треугольника, вытекающая смола собирается в емкости с помощью трубок, а затем варится в соответствии с тем, какой продукт необходимо получить [Бай Шоу-и. Всеобщая история Китая. – Шанхай : Народное изд-во Шанхая, 1995. – С. 30–40., c. 32].
Затем полученный лак наносится на поверхность изделий. Сок, только извлеченный из лакового дерева, имеет молочно-белый цвет, однако через некоторое время в результате процесса осаждения цвет становится все более насыщенным и достигает темно- коричневого оттенка. Если лак нанести достаточно толстым слоем, то обнаруживается черный цвет. Лаковые деревья наиболее часто встречаются в районах между 25° и 42° северной широты и 95° и 125° восточной долготы, как раз покрывая большую часть территории Китая [Чжан Янь. Лаковое искусство и пространственное искусство. Китайский сырой лак. Художественное изд-во провинции Цзянси, 2000, с. 3].
Лаковые деревья можно найти в таких провинциях, как Шаньси, Хэбэй, Фуцзянь, Гуанси, Цзянси, Сычуань и др. Лаковые изделия являются уникальными произведениями искусства, раньше всего изобретенными в Китае, тогда как лаковая живопись – это гармоничное сочетание лаковой утвари и росписи на ней, и именнл поэтому она занимает особое положение в истории искусства [Ван Ху. Движение лаковой живописи современного Китая. Художественный альбом провинции Цзянсу, 1994. – № 3, с. 58].
После 30-х годов XX столетия лаковая живопись стала постепенно отделяться от лаковых изделий, и появились независимые живописные произведения, выполненные на плоскости. В лаковой живописи используется химический лак, производный от природного лака. В результате влияния западного искусства формы и композиции китайской лаковой живописи претерпели значительные изменения. Следует отметить, что лаковая живопись обладает уникальными техниками, отличными от техник других живописных направлений [Чжан Фэйлун. Исследование наследования и развития китайского лакового ремесла // Китайский лак, 2007. – № 26, с. 12].
Автор: Чжан Хунвэй