По некоторым данным, история китайского лакового ремесла насчитывает более семи тысяч лет. Тем не менее, с уверенностью можно утверждать, что с момента создания «Деревянной чаши, покрытой красным лаком» до XXI в. лаковое искусство Китая претерпело более двух с половиной тысяч лет истории, и поэтому оно явилось колыбелью мирового лакового искусства [Гуюаньский музей Нинся-хуэйского автономного района. Роспись лакового гроба в захоронениях Северной Вэй в Гуюань. Народное изд-во Нинся, 1988, c. 34]   В соответствии с изменениями правящих династий развитие древнего искусства лаковой живописи можно разделить на шесть этапов .

Лаковая живопись на протяжении первых пяти этапов представляла собой рисунки на поверхности различных предметов и выполняла декоративную функцию. В то время мастера уделяли наибольшее внимание использованию и обновлению техник лакового ремесла. Во время шестого этапа китайская лаковая живопись постепенно отделилась от утилитарных предметов и начала выполняться на плоскости, став собственно живописным направлением [Доклад о раскопках в Чанша. Академия наук Китая, Исследовательский институт археологии. Издат. дом «Наука», 1957, c. 56].

Подобно масляной живописи или живописи гохуа китайская лаковая живопись превратилась в независимую технику, явилась важной частью китайского искусства. Деятели мирового искусства уделяют все больше внимания этой живописной технике. Таким образом, следует разделять «лаковую живопись» в широком смысле слова, которая подразумевает лаковую роспись, имеющую многовековую историю и выполненную на поверхности изделий, от «лаковой живописи» в узком смысле, которая предполагает собственно живописную технику, ставшую независимой лишь в XX в. [Чжан, X. Китайское лаковое искусство : Преемственность в развитии от традиции к современности / Чжан Xунвэй // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2012. – № 152., c. 154 – 157].

Продолжение следует

Автор: Чжан Хунвэй

 

Google Analytics

Uptolike

Яндекс. Метрика

Рамблер / Топ-100