Из-за ограничений, налагаемых материалом, искусство лака было более развитым в районах, где произрастало лаковое дерево. Всего видов данного дерева в Китае насчитывается от сорока до пятидесяти, основные районы, в которых производится лак – провинции Шаньси, Шэньси, Хэнань, Хэбэй, Гуандун, Тайвань, Хайнань, Сычуань, Ганьсу, Шаньдун, Аньхой, Хунань, Хубэй, Гуйчжоу, Юньнань, Чжэцзян, Гуаньси [Ван Чэн (династия Мин). Записи о декорировании лаков (коммент. Ян Мин). – Изд-во Китайского Народного университета, 2004., c. 8]. Территории, находящиеся к северу от горного хребта Циньлин считаются северными, к югу от хребта – южными. Шаньси, Хэбэй, Шэньси, Хэнань, Шаньдун, Аньхой, Ганьсу, на северной части Китая, провинция Гуандун, Тайвань, Хайнань, Цзянси, Фуцзянь, Юньнань, Чжэцзян, Гуанси, Цзянсу, Сычуань и Гуйчжоу на юге Китая.

Лаковые изделия, обнаруженные в результате археологических раскопок культурного наследия в месте Таосы, расположенном в уезде Сянфэнь, провинции Шаньси, продемонстрировали, что лаковое ремесло Северного Китая, по всей вероятности, раньше всего существовало в провинции Шаньси. Оно зародилось в период времени между V в. до н.э. и V в. н.э. К глиняным изделиям, найденным в местах захоронений, относятся печи, кувшины, чайники, вазы, тарелки, чаши и сосуды, а в отдельных могилах были обнаружены треножники и чаши для вина. Различные глиняные изделия покрывались глазурью и расписывались после обжига [Ху Цзичжун. Материалы по истории северо-западного региона. – 1980. – № 3. –, c. 234]. У основания или на дне подобные предметы были черного цвета, а в середине и верхней части они обрабатывались красным, белым или желтым цветом. Некоторые изделия у основания выполнялись красным цветом, а выше – желтым или белым. В качестве орнаментов могли наноситься точки, различные линии, геометрические и спиралеобразные узоры, рисунки, напоминающие водоворот, узоры в виде облаков, изображения дракона и других животных. Пестро и красочно раскрашенная керамика стала отличительной особенностью культуры Таосы. Тарелки с орнаментами в виде свернувшихся драконов – изделия, отличающиеся наибольшей специфичностью и уникальностью.

Керамический диск бурого цвета с изображением дракона

династии Ся (2000 гг., до н.э).

Высота – 8,8 см, диаметр в основании – 15 см, по краям шириной 1,8 см

Универсальная лаковая роспись существовала уже в эпоху династий Тан (618–907) и Сун (960–1279), обычно мастера использовали черный лак и наносили золотые линии. В конце Минской династии (1368–1644) применялся золотисто-серебряный «минский лак», который создавал эффект изменения глубины и обогатил форму выражения лаковой живописи. Во время династий Мин и Цин (1616–1911) появился целый ряд картин лаковой живописи, сделанных на экранах, которые являются важным носителем древней лаковой живописи [У Минь. Памятники материальной культуры. – 1962., c. 89]. На них создавался различный визуальный эффект. Это могли быть блеск золота и яшмы, или пестрота и яркость, или наполненность внутренним мерцанием. Прозрачное лаковое покрытие могли также наносить на золотой цвет, слой за слоем прорисовывая элементы картины, что создавало ощущение нереальности и приносило зрителям безграничный простор для фантазии. Глубокий таинственный восточный стиль, богатая и необыкновенная текстура, тонкий вкус и целостность орнамента, а также искусное исполнение мельчайших деталей – все это придало лаковому искусству оригинальность и великолепие. Лаковое искусство стало носителем глубокого смысла, приобрело бесконечное очарование.

Медная грелка для рук, покрытая черной краской и входившая

в коллекцию императорского дворца при

династии Цин (1644–1911 гг.)

В настоящее время хранится в музее Гугун в Пекине.

14х18,4х12,9 см

На данной иллюстрации представлена медная грелка для рук, входившая в коллекцию императорского дворца при династии Цин и хранящаяся в настоящее время в музее Гугун в Пекине. Высота грелки 14 см, длина составляет 18,4 см, а ширина – 12,9 см. На поверхности грелки с помощью техники «двухцветное золото» выполнен пейзаж «горы и воды» с теремами. Изображение выполнено тонко и искусно, а границы гор и камней на изображении окаймлены золотой линией. Следует отметить, что данная работа является образцом среди лаковых изделий с золотым узором [Виноградова, Н. А. Искусство средневекового Китая / Н. А. Виноградова. – М.: Академия художеств, 1962., c. 102].

      Автор: Чжан Хунвэй

Продолжение следует

 

Google Analytics

Яндекс. Метрика