Школы лаковой живописи Северного Китая сосредоточены в городах Пекин и Тяньцзинь, а также в провинции Шаньси.

Лаковая живопись Пекина

Пекин является одним из важных центров современной китайской лаковой живописи, главным средоточием лакового творчества стала Центральная академия прикладного искусства (в настоящее время Академия художеств при Университете Цинхуа). Благодаря деятельности художников старшего поколения, например, Пан Сюньциня, Лэй Гуйюаня, Чжан Гуаннина, Чжан Дина и др., лаковое искусство Центральной академии прикладного искусства приобрело особый статус и возможность дальнейшего развития. В 1962 г., исходя из необходимости исследования материалов для создания фрески, Академия направила Ли Хун-иня и Цяо Шигуана обучаться искусству в г. Фучжоу. Постепенно лаковая живопись стала неотъемлемой частью программ обучения фреске и декоративной росписи в Центральной академии прикладного искусства, деятели искусства также с течением времени начали самостоятельное творчество. После событий культурной революции в Центральной академии прикладного искусства была создана мастерская, а в 1989 г. была введена специальность «Лаковое искусство». За годы работы преподаватели Центральной академии прикладного искусства воспитали большое количество талантливых живописцев, работающих лаком, таких, как Цяо Шигуан, Хуан Вэйчжун, Чэнь Шэнмоу, Ма Цзяшу, Цю Шэн, Лян Юань, Чэн Шанцзюнь и др. Многие из них остались при Центральной академии, некоторые покинули ее стены и начали преподавательскую деятельность в других вузах, распространяя и продвигая таким образом лаковое искусство. Помимо этого, в Центральном национальном университете, Центральной академии художеств, Пекинской академии прикладного искусства также есть художники, занимающиеся лаковым творчеством и добивающиеся значительных результатов. Многие пекинские живописцы, работающие лаком, получили общее образование по специальности «Живопись», поэтому они также создают прекрасные масляные картины, гравюры и работы китайской традиционной живописи гохуа. В течение многих лет они проводили изучение и исследования лаковой живописи, однако в области техник и материалов пекинские художники до сих придерживаются традиций лакового ремесла. На иллюстрации представлена картина Цяо Шигуана под названием «Дом над водой».

Цяо Шигуань. Дом над водой. 2006 г.

Китайский лак, яичная скорлупа.

96х90 см

Лаковая живопись г. Тяньцзинь

Город Тяньцзинь знаменит своей лаковой росписью по алюминию. В Тянцзине в качестве основы используют алюминиевые листы, которые покрывают нитроцеллюлозным лаком. Техника выполнения лаковой живописи по алюминию очень проста и удобна, цвета яркие, она прекрасно подходит для создания росписи на плоскости. Основателем этого направления является первоклассный художник, работающий в Тяньцзиньской академии живописи по имени Хуан Вэйчжун. Он окончил Центральную академию прикладного искусства, его картины отвечают концепции «богатство в простоте». Работа Хуан Вэйчжуна «Заходящее солнце» была удостоена бронзовой награды на Третьей Всекитайской художественной выставке.

Хуан Вэйчжун. Заходящее солнце. 2001 г.

Алюминиевый лак.

70x70 см

Лаковая живопись провинции Шаньси

Лаковая живопись провинции Шаньси разделяется на три вида: живопись «туйгуан» («полировка до блеска») уезда Пинъяо, роспись «юньдяо» («резьба облаков») уезда Цзян, роспись «дяньло» («точки и спирали») Цзишань. Наиболее характерной из этих трех видов является живопись очищенным лаком Пинъяо [Сюй Фугуань. Дух китайского искусства. – Шанхай: Изд-во Восточно-китайского педагогического университета, 2001., c. 27].

Основным местом производства изделий живописи Пинъяо и центром техники росписи темно-красным лаком является уезд Пинъяо, находящийся в центральной части провинции Шаньси. Эта техника распространена в довольно крупном районе Северного Китая. Лаковые изделия с подобной росписью были широко известны уже во времена правления императора Кайюаня (713–714 гг.) династии Тан (618–906 гг.) [Оценка главного помощника цензора: «Географическое описание уезда Пинъяо», Печатный оттиск для хранения в уездной управе, Восьмой год правления императора Гуаньсюй династии Цин., c. 25].

Вслед за появлением большого количества торговцев на территории провинции Шаньси в эпохи Мин (1368–1644) и Цин (1644–1911), живопись Пинъяо стала стремительно развиваться. После 1949 г. начался золотой век этого течения, именно в это время изделия с росписью уезда Пинъяо стали одними из самых известных произведений китайского лакового искусства [У Сяоминь. Переживающее непогоду искусство изготовления пинъяоского полированного лака. – Тайюаньская сеть новостей, 2006., c. 206].

Искусство создания изделий, обработанных медно-красным лаком Пинъяо – это знаменитая техника полировки ладонью и росписи золотым цветом. Процесс производства можно разделить на несколько этапов: подготовка деревянной основы, пепельной формы, покрытие лаком, написание картины, инкрустация и др. Процесс производства таких лаковых изделий очень сложный и запутанный, лишь обработка пепельной основы может проводиться до пяти- шести раз [Гун Лючао. Декоративная живопись – лаковое искусство. – Шицзячжуан: Издат. Дом литературы и искусства Хуашаня, 2002., c. 97]. Покрытие лаком медно-красного цвета – ключевое звено всего процесса производства изделий, каждый слой лака на пепельной основе необходимо сначала обработать шлифовальной шкуркой, обмоченной в воде, а затем отполировать ладонью до ощущения гладкости [Лаковое искусство / под ред. Цяо Шигуана. – Ханчжоу: Изд-во Китайской академии художеств, 2000,, c. 202].

Лишь после многократного повторения данной процедуры (от пяти до семи раз) лаковая поверхность приобретает эффект гладкости и зеркального блеска. В качестве основного лака в Пинъяо может применяться черный, терракотовый, оранжево- желтый и зелено-фиолетовый лак. Сверху изделие расписывается узором, отличающимся особенностями национальных стилей, например, сюжетами из классических произведений, театральных постановок и древних мифических преданий. К произведениям данного направления относятся утилитарные предметы и предметы убранства. Они представляют собой как утилитарную ценность, так и художественную. В 2006 г. «искусство создания лаковых изделий уезда Пинъяо» было включено в первую группу реестра нематериального культурного наследия Китая [Чжан, X. Полированные лаковые изделия из Пинъяо – культурное наследие Китая / Чжан Xунвэй // Искусствоведение и художественная педагогика в XXI в. : сб. ст. по материалам IV Междунар. науч.-практ. конф. / Под ред. Э. В. Махровой. – СПб. : «КультИнформПресс», 2013 (апрель). - Вып. 4., c. 252 – 258].  

Представитель данной школы, художник Сюэ Шэнцзинь является заслуженным деятелем китайского искусства, он – преемник и продолжатель традиций национального нематериального культурного наследия [Вэн Цзицзюнь. Лаковое искусство. Шанхайское изд-во «Наука, техника и образование», 2006., c. 26]. Сюэ Шэнцзинь изучал искусство с детства, и в настоящее время его художественный стаж составляет около пятидесяти лет. Основы лаковой живописи художник получил у известного мастера, наставника Цяо Цюаньюя. Особенно хорошо Сюэ Шэнцзиню удаются картины, изображающие кошек. Его почерк тонкий и мягкий, образы на картинах очаровательные, живые и подвижные [Ин Цюхуа. Современная лаковая живопись Китая и материалы // Вестник Наньянского института Уси, 2007 (12)., c. 67].

Детальная прорисовка и тончайшие линии создают впечатление, что шерстка животных колышется на ветру. Работа ученика Сюэ Шэнцзиня, экран, расписанный лаком, которой руководил сам художник, удостоилась серебряного кубка Шестой выставки китайского прикладного искусства «Сто цветов». Два экрана под названием «Рассвет в горах Цюншань» и «Горы и здания в лучах восходящего солнца» были переданы в коллекцию Музея китайского прикладного искусства. В настоящее время Сюэ Шэнцзинь передает свои знания и мастерство в созданной им художественной мастерской. К основным работам художника относятся лаковые картины «Интерес кошки», «Яшмовый дворец небожителей», «Танец в Танском дворце» [Гуань Цзяньсинь. Анализ и преобразование эстетических взглядов // Декор, 2002. – № 8., c. 57].

Сюэ Шэнцзинь. Кошки. 2006 г.

Китайский лак, яичная скорлупа.

133х64 см

Сюэ Шэнцзинь. Обитель бессмертных. 2006 г.

Китайский лак, яичная скорлупа.

170х53 см

Сюэ Шэнцзинь. Искусство при танском дворе. 2008 г.

Китайский лак, яичная скорлупа.

175х75 см

 

Итак, лаковая живопись Северного Китая начала появляться между V в. до н.э. и V в. н.э. и пережила несколько тысячелетий изменений и развития. На ранних этапах основным материалом для картин был природный лак, изделия получались легкими и износоустойчивыми, а потому хорошо сохранялись, в них сочетались черты живописи и промысла. Вслед за улучшением понимания мастерами особенностей лака, раскраска черным или красным лаком начала уступать место многоцветным орнаментам красной, золотой, желтой, оранжевой, синей и другими красками. Одноцветную технику заменили такие, как позолота, роспись золотом, резной лак, инкрустации перламутром и драгоценными камнями, пинто. Что касается собственно лака, то помимо традиционного природного лака, началось использования лака из кешью и химического [И Вэнь. Поиск мечты в лаке. Тайюань: Изд-во «Море книг», 2004., c. 106].

Способы выражения таким образом становились все богаче и разнообразнее. В XX в., при поддержке китайского правительства, художники отделили изображения лаком от утвари, на которой те традиционно делались, благодаря чему появилась самостоятельная лаковая живопись, хорошо принятая обществом. Этот вид изобразительного искусства взял лучшее из лакового промысла, насчитывающего несколько тысяч лет, и гармонично объединил его с традициями изобразительного искусства. Лаковая живопись дарит ощущение спокойствия, роскоши, но в то же время и простоты, она обладает огромной художественной и коллекционной ценностью.

Автор: Чжан Хунвэй

 О школах лаковой живописи Южного Китая Вы можете узнать здесь

 

Google Analytics

Яндекс. Метрика

Рамблер / Топ-100